Волков Иван Яковлевич
Волков
Иван
Яковлевич
гвардии красноармеец / Механик-водитель
Дата рождения: 1913

История солдата

Автобиография

Участник Великой Отечественной Войны Волков Иван Яковлевич. (Переписано внуком Конновым Дмитрием Александровичем в июле 2017 года с рукописного текста автора).

Я родился 1913 году в Волгоградской области, Еланский район, село Волково. 1922 году окончил сельскую школу 4 класса. В 1935 году был призван в ряды Красной Армии на действительную службу. Служил в ташкентской области в Чирчике в танковых частях 19-22 танкистом. В 1937 году я демобилизовался и остался работать в ферганской области Касансайского района, Узбекской ССР шофером и работал до 1941 года.

Боевой путь.

В конце 1941 года я ушел на защиту нашей Родины в 820 Отдельный автомобильный батальон, который формировался в городе Ташкенте. В 1942 году ночью погрузились и наш 820 отдельный автомобильный батальон отправили в Москву. Из Москвы наш батальон возил по всему фронту боеприпасы и технику на самые передовые линии наших позиций  Истра, Зеленоград, Звездогорск (Солнечногорск видимо или Звенигород, ред.), Чисмена, Волоколамск, Клин, Воздвиженское и ряд других городов и сел.

В конце 1942 года начала действовать Дорога Жизни, которая оставалась единственным путем к Ленинграду. Через Ладожское озеро наш автобатальон, на этой дороге жизни, начал выполнять боевые задания, которые поручил Военный Совет.

Ездили по 50 машин. Колонны с Москвы везли в Ленинград через Ладогу боеприпасы, продовольствие и военную технику. С Ленинграда эвакуированных людей, которые срочно нуждались в помощи и тяжело больных от голодной смерти. Когда ехали в Ленинград нам давали сухой паек на 10 дней и как только благополучно приезжали в Ленинград, подгоняли машины под погрузку людей. Здесь наш паек приходилось раздавать голодным детям и всем, которые уже теряли сознание от голодной смерти. И кому из нашей колонны выпало счастье доехать до Москвы, нас тут же ставили на продовольствие, знали о том, что мы остались голодными.

Мне пришлось съездить в Ленинград четыре раза благополучно. Хотя какое благополучие, ведь немцы по нам били и с правого и с левого флангов почти прямой наводкой с орудий, с минометов, с воздуха бомбили и ведь это лед, не земля. Всякое бывало и уходили под лед, погибали на льду, а кто оставался двигались дальше.

И вот, на пятый  раз, не доезжая до Ленинграда на нашу колонну налетели немецкие бомбардировщики. Там всё смешали, лед, вода, дым, машины. Это было ужасно и я на пятый день пришел в сознание в госпитале в Ленинграде. Меня сильно контузило и я два месяца не мог разговаривать. После выздоровления через пересыльной пункт меня как кандидата в члены партии направили обратно в Москву не в свой батальон, а в 28 отдельный гвардейский минометный полк (Полк формировался в феврале-марте 1942 года в Алабино. На вооружении полка состояли 24 установки БМ-13. В составе действующей армии с 17 марта 1942 по 9 мая 1945 года. ru.wikipedia.org.)  Катюш, который формировался в Москве. Прошло не много времени как нас отправили на передовые части, где мы и принимали участие для разгрома немецких захватчиков. Нас много перебрасывали, то есть наш полк на все фронта, где было необходимо. На Волховский фронт, на Ленинградский фронт, на Прибалтийский фронт, туда где надо. Я был водителем боевой машины, где прошел боевой путь Старая Русса, Мясной бор (Новгородская область), и так дальше. По приказу  подъезжали несколько орудий почти на передовую, давали залпы по фашистам и сейчас же обратно, на исходные позиции, и когда немцы приходили в себя после нашего ошеломляющего огня и начинали бить из своих пушек и минометов, с воздуха на то место откуда мы вели огонь, нас там уже не было.

И 10 января 1943 года Волховский , Ленинградский и Прибалтийский фронты начали наступление по прорыву блокады Ленинграда. Дни и ночи казалось горела земля и небо. Несколько суток приходилось ни на один час отдыха, пока не прорвали кольцо блокады Ленинграда. Потом пошли на Андрианово, Любань, Чудово, переправа через реку Волхов на Большая Вишера, после город Новгород, Сольцы, Великие Луки. Там мы попали в окружение, наш первый дивизион. Но благодаря военной находчивости и правильного решения нашего командира дивизиона нам удалось своими силами прорвать немецкое кольцо и выйти с окружения почти без потерь. При прорыве кольца меня ранило. Лежал в городе Ярославле, после выздоровления, через пересыльной пункт, через военную комиссию, меня как члена партии направили в танковую 5 армию (5-я гварде́йская та́нковая а́рмия Сформирована 25 февраля 1943 г. на основании директивы Генерального штаба от 10 февраля 1943 г. в резерве Ставки ВГК., ru.wikipedia.org), которой командовал Ротмистров П.А. После небольшой подготовки вступили в бой, брали Беседино, через переправу, Сейм, Полевая,  Медвенка, Гладкое, Обоянь (все в Курской области, ред.) Беленихино, Астищево. Наш танк подожгли, погиб башенный стрелок Петров. Мы приняли пополнение и технику. Дальше через переправу реки Северский Донец, Красное, и город Белгород. После взятия города Белгорода начали наступление на Харьков через реку Лопань, на Казачью Лопань. Здесь нам сделали привал после боев и к нам приехали артисты в том числе и Русланова. Как душа она пела, такие песни военных лет, и потом танцевали. И вскоре обстрел немецкий и по тревоге двинулись дальше. Взяли несколько деревень. В деревне Липцы (Харьковская обл., ред.) ранило командира танка Громова.  Нас окружили немецкие танки. Мне пришлось действовать по обстановке. Я врезался на полном ходу в немецкие пять машин, которые выезжали со склада с боеприпасами, зажег и разрушил сарай и два танка, которые стояли на ремонте. За это был награжден медалью ЗА ОТВАГУ (Медаль «За отвагу» — государственная награда СССР для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и исполнении воинского долга. «За отвагу» — высшая медаль в наградной системе СССР (прим. ред.) Но вскоре наш танк подожгли и я один остался в живых, хотя всё тело было сожженным. Я лежал в местечке Обояне. После выздоровления и в связи с плохим здоровьем меня направили пока в 121 отдельный автомобильный батальон, тоже в действующую армию. Возили на огневые позиции боеприпасы, военную технику по всему фронту. В 1945 году, в начале, перешли Румынскую границу. Прошли Румынию, пошли на Болгарию, где между Румынией и Болгарией границей была река Дунай. И когда начали переправляться через Дунай то тут немец начал бомбить нашу переправу, потопил и разбил большую половину нашего батальона и кому удалось остаться в живых и остатки нашего батальона вошли в Болгарию, а все документы поплыли по Дунаю. Нам дали день рождения 9 мая в День Победы 1945 года. Там мы и встретили ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Вернулись в Румынию, в Бухарест и оттуда в 1946 году я демобилизовался.

Вот мой боевой путь. Конечно все не опишешь, ведь прошло много лет.

Участник Великой Отечественной Войны, проживающий по улице Маргеланской, тупик 3, дом 15, город Наманган - Волков Иван Яковлевич.

Регион Волгоградская область
Воинское звание гвардии красноармеец
Населенный пункт: Волгоград
Воинская специальность Механик-водитель
Место рождения Волгоградская область, Еланский район, село Волково
Годы службы 1941 1946
Дата рождения 1913

Боевой путь

Место призыва Узбекская ССР, Ферганская область, Касансайский район
Дата призыва 12.1941
Боевое подразделение 820 Отдельный автомобильный батальон; 28 отдельный гвардейский минометный полк; 5-я гварде́йская та́нковая а́рмия; 121 отдельный автомобильный батальон
Завершение боевого пути Бухарест, Румыния
Принимал участие Снабжение блокадного Ленинграда по "Дороге Жизни" через Ладожское озеро; Боевые задачи при прорыве блокады Ленинграда по артиллерийской поддержке на Волховском, Ленинградском, Прибалтийском фронтах; Освобождение Белгорода; Освобождение Румынии и Болгарии
Госпитали Ленинград, Ярославль, Обоянь

Боевой путь.

В конце 1941 года я ушел на защиту нашей Родины в 820 Отдельный автомобильный батальон, который формировался в городе Ташкенте. В 1942 году ночью погрузились и наш 820 отдельный автомобильный батальон отправили в Москву. Из Москвы наш батальон возил по всему фронту боеприпасы и технику на самые передовые линии наших позиций  Истра, Зеленоград, Звездогорск (Солнечногорск видимо или Звенигород, ред.), Чисмена, Волоколамск, Клин, Воздвиженское и ряд других городов и сел.

В конце 1942 года начала действовать Дорога Жизни, которая оставалась единственным путем к Ленинграду. Через Ладожское озеро наш автобатальон, на этой дороге жизни, начал выполнять боевые задания, которые поручил Военный Совет.

Ездили по 50 машин. Колонны с Москвы везли в Ленинград через Ладогу боеприпасы, продовольствие и военную технику. С Ленинграда эвакуированных людей, которые срочно нуждались в помощи и тяжело больных от голодной смерти. Когда ехали в Ленинград нам давали сухой паек на 10 дней и как только благополучно приезжали в Ленинград, подгоняли машины под погрузку людей. Здесь наш паек приходилось раздавать голодным детям и всем, которые уже теряли сознание от голодной смерти. И кому из нашей колонны выпало счастье доехать до Москвы, нас тут же ставили на продовольствие, знали о том, что мы остались голодными.

Мне пришлось съездить в Ленинград четыре раза благополучно. Хотя какое благополучие, ведь немцы по нам били и с правого и с левого флангов почти прямой наводкой с орудий, с минометов, с воздуха бомбили и ведь это лед, не земля. Всякое бывало и уходили под лед, погибали на льду, а кто оставался двигались дальше.

И вот, на пятый  раз, не доезжая до Ленинграда на нашу колонну налетели немецкие бомбардировщики. Там всё смешали, лед, вода, дым, машины. Это было ужасно и я на пятый день пришел в сознание в госпитале в Ленинграде. Меня сильно контузило и я два месяца не мог разговаривать. После выздоровления через пересыльной пункт меня как кандидата в члены партии направили обратно в Москву не в свой батальон, а в 28 отдельный гвардейский минометный полк (Полк формировался в феврале-марте 1942 года в Алабино. На вооружении полка состояли 24 установки БМ-13. В составе действующей армии с 17 марта 1942 по 9 мая 1945 года. ru.wikipedia.org.)  Катюш, который формировался в Москве. Прошло не много времени как нас отправили на передовые части, где мы и принимали участие для разгрома немецких захватчиков. Нас много перебрасывали, то есть наш полк на все фронта, где было необходимо. На Волховский фронт, на Ленинградский фронт, на Прибалтийский фронт, туда где надо. Я был водителем боевой машины, где прошел боевой путь Старая Русса, Мясной бор (Новгородская область), и так дальше. По приказу  подъезжали несколько орудий почти на передовую, давали залпы по фашистам и сейчас же обратно, на исходные позиции, и когда немцы приходили в себя после нашего ошеломляющего огня и начинали бить из своих пушек и минометов, с воздуха на то место откуда мы вели огонь, нас там уже не было.

И 10 января 1943 года Волховский , Ленинградский и Прибалтийский фронты начали наступление по прорыву блокады Ленинграда. Дни и ночи казалось горела земля и небо. Несколько суток приходилось ни на один час отдыха, пока не прорвали кольцо блокады Ленинграда. Потом пошли на Андрианово, Любань, Чудово, переправа через реку Волхов на Большая Вишера, после город Новгород, Сольцы, Великие Луки. Там мы попали в окружение, наш первый дивизион. Но благодаря военной находчивости и правильного решения нашего командира дивизиона нам удалось своими силами прорвать немецкое кольцо и выйти с окружения почти без потерь. При прорыве кольца меня ранило. Лежал в городе Ярославле, после выздоровления, через пересыльной пункт, через военную комиссию, меня как члена партии направили в танковую 5 армию (5-я гварде́йская та́нковая а́рмия Сформирована 25 февраля 1943 г. на основании директивы Генерального штаба от 10 февраля 1943 г. в резерве Ставки ВГК., ru.wikipedia.org), которой командовал Ротмистров П.А. После небольшой подготовки вступили в бой, брали Беседино, через переправу, Сейм, Полевая,  Медвенка, Гладкое, Обоянь (все в Курской области, ред.) Беленихино, Астищево. Наш танк подожгли, погиб башенный стрелок Петров. Мы приняли пополнение и технику. Дальше через переправу реки Северский Донец, Красное, и город Белгород. После взятия города Белгорода начали наступление на Харьков через реку Лопань, на Казачью Лопань. Здесь нам сделали привал после боев и к нам приехали артисты в том числе и Русланова. Как душа она пела, такие песни военных лет, и потом танцевали. И вскоре обстрел немецкий и по тревоге двинулись дальше. Взяли несколько деревень. В деревне Липцы (Харьковская обл., ред.) ранило командира танка Громова.  Нас окружили немецкие танки. Мне пришлось действовать по обстановке. Я врезался на полном ходу в немецкие пять машин, которые выезжали со склада с боеприпасами, зажег и разрушил сарай и два танка, которые стояли на ремонте. За это был награжден медалью ЗА ОТВАГУ (Медаль «За отвагу» — государственная награда СССР для награждения за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и исполнении воинского долга. «За отвагу» — высшая медаль в наградной системе СССР (прим. ред.) Но вскоре наш танк подожгли и я один остался в живых, хотя всё тело было сожженным. Я лежал в местечке Обояне. После выздоровления и в связи с плохим здоровьем меня направили пока в 121 отдельный автомобильный батальон, тоже в действующую армию. Возили на огневые позиции боеприпасы, военную технику по всему фронту. В 1945 году, в начале, перешли Румынскую границу. Прошли Румынию, пошли на Болгарию, где между Румынией и Болгарией границей была река Дунай. И когда начали переправляться через Дунай то тут немец начал бомбить нашу переправу, потопил и разбил большую половину нашего батальона и кому удалось остаться в живых и остатки нашего батальона вошли в Болгарию, а все документы поплыли по Дунаю. Нам дали день рождения 9 мая в День Победы 1945 года. Там мы и встретили ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Вернулись в Румынию, в Бухарест и оттуда в 1946 году я демобилизовался.

(Переписано внуком Конновым Дмитрием Александровичем в июле 2017 года с рукописного текста автора).

Награды

Медаль «За отвагу»

Медаль «За отвагу»

Из воспоминаний: После взятия города Белгорода начали наступление на Харьков через реку Лопань, на Казачью Лопань. Здесь нам сделали привал после боев и к нам приехали артисты в том числе и Русланова. Как душа она пела, такие песни военных лет, и потом танцевали. И вскоре обстрел немецкий и по тревоге двинулись дальше. Взяли несколько деревень. В деревне Липцы (Харьковская обл., ред.) ранило командира танка Громова. Нас окружили немецкие танки. Мне пришлось действовать по обстановке. Я врезался на полном ходу в немецкие пять машин, которые выезжали со склада с боеприпасами, зажег и разрушил сарай и два танка, которые стояли на ремонте. За это был награжден медалью ЗА ОТВАГУ. Однако скорее всего, награда нашла своего героя как раз во время вышеописанных событий, поэтому и запомнилась автору воспоминаний, моему деду, как награда, полученная именно за этот героический эпизод из его военных лет. Тем более, совсем немного позже он был подбит и горел в танке, получив обширные ожоги, и оставшись единственным выжившим из экипажа. Так из архивных документов Приказом по 28 Гвардейскому Минометному Новгородскому Полку № 04-Н от 6 марта 1944 года в пп.3 п.1 от имени Президиума Верховного Совета СССР награждён Медалью "ЗА ОТВАГУ" водитель боевой машины 231 Гвардейского Миномётного Дивизиона гвардии красноармеец Волков Иван Яковлевич за то, что он, проявляя стойкость и отвагу, во время прорыва оборонительной полосы противника в районе Верхний Прихон - Медведь, в условиях бездорожья, под артобстрелом и бомбёжкой авиации противника, первым привёл боевую машину на огневую позицию, благодаря чему своевременными залпами его орудия уничтожено до тридцати гитлеровцев, три миномёта, пять пулемётных точек, мешавших продвижению наших частей.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: