
Николай
Федорович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Окончил школу-десятилетку и аэроклуб одновременно. По путевке комсомола Н.Аверков поступил учиться в Чугуевскую авиационную школу пилотов. В канун войны окончил ее с отличием, получил специальность летчика-истребителя.
В РККА с 1940 года, место службы: 164 ИАВП 295 ИАД 9 САК. В Действующей Армии с декабря 1942 года, воевал на Закавказском фронте над Северным Кавказом, первый вылет на боевое задание совершил в конце 1942 года. С мая 1943 года воевал на Юго-Западным фронте над Украиной.
Был дважды ранен – тяжелое ранение в 1943 г. под Харьковом, второе ранение – 1944 г. над. г.Бендеры.
За героизм и мужество, проявленные в боях против фашистской Германии, Аверков Николай Федорович 30 июля 1943 года награжден орденом Красного Знамени.
Из Наградного листа (Архив Министерства Обороны, ф. 33, оп. 682526, д. 767, л. 123):
«Совершил 67 боевых вылетов, лично провел 9 воздушных боев. В воздушных боях показал себя смелым, отважным воздушным бойцом и отличным стрелком.
14.6.43 г. вылетев по тревоге с блокированного аэродрома, встретил два Ме-109-ф. Немедленно вступил с ними в бой и решительной атакой сбил один Ме-109ф.
4.7.43 г., выполняя задание на разведку, в паре с командиром авиаэскадрильи в районе СВЯТОГОРСКА встретил пару ФВ-190, с которыми завязали воздушный бой. Ведущий самолет противника пытался зайти в хвост камандиру авиаэскадрильи,
Тов. АВЕРКОВ умелым маневром атаковал ФВ-190 и сбил его. не было ни единого случая в воздушном бою, чтобы самолет противника был допущен атаковать ведущего АВЕРКОВА.
5.7.43 г. при задании на блокировку аэродрома РОГАНЬ АВЕРКОВ участвовал в составе четверки наших самолетов, которые вели воздушный бой над аэродромом РОГАНЬ с двенадцатью ФВ-190. В этом воздушном бою АВЕРКОВ также показал образцы мужества, отваги и мастерства воздушного бойца. Умело прикрывая ведущую пару, дал возможность ведущему четверки командиру авиаэскадрильи сбить два самолета противника.
Будучи тяжело раненым в правую ногу (нога совершенно не действует) не растерялся, умело вышел из боя потушил в кабине пожар, который начался от загоревшихся ракет и отлично привел самолет на свой аэродром, сохранив материальную часть.»
В связи с тяжелым ранением Н.Аверкова уволили из рядов армии в апреле 1945 года.
Н.Аверков также отмечен шестью медалями Советского Союза.
Боевой путь
с 29.11.42 г. по 13.3.43 г. – Закавказский фронт, Северный Кавказ, Кубань, 164 истребительный авиационный полк 295 воздушной дивизии 5-й Воздушной Армии
с 5.5.43 г. – Юго-западный фронт , Украина, 17-я Воздушная Армия, 3-й Украинский фронт
летчик-истребитель
тяжелое ранение в 1943 г. под Харьковом, второе ранение – 1944 г. над. г.Бендеры
Воспоминания
Командир 164-го авиационного полка майор Мелентьев писал в аттестации в мае 1943 года
младший лейтенант Аверков «отлично владеет самолетом. Техника пилотирования — отличная. Смелый, инициативный, решительный. Будучи ведомым, отлично прикрывает атаки командира звена, надежно обеспечивает в бою товарищескую взаимную выручку»
(из Л.д., Йошкар-Олинский ГВК)
После войны
В 1951 году Николай Федорович успешно окончил Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. С тех пор трудился в столице Марийской республики. Он работал на руководящих должностях в Министерстве сельского хозяйства, на ремонтном заводе. С 1966 года — на инструментальном заводе. Беспокойный участок его работы — отдел технического контроля.
За безупречную работу на заводе Аверков награжден ленинской юбилейной медалью