
Владимир
Данилович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В 1935г. окончил 7 групп (классов) школы в н.Ленинск-Кузнецк.
В 1938г. окончил Кемеровский педагогический техникум.
С ноября 1938г. курсант 15 военной школы летчиков-наблюдателей (с 1939г.- Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей).
23 февраля 1939г. курсанты приняли военную присягу.
08 августа 1940г., согласно приказу НКО №03690, выпускникам было присвоено звание лейтенант. Часть выпускников направлена на должности младших летнабов (летчиков-наблюдателей) в 168 резервный авиаполк 2-й Особой Краснознаменной армии.
02 июня 1941г. Владимир Данилович был назначен стрелком-бомбардиром в 37 скоростной бомбардировочный авиаполк. Полк имел на вооружении самолеты СБ.
В начале июля 1941г. личный состав полка прибыл в Свердловск. Собрав и облетав самолеты, перебазировался в Казань.
В августе 1941г. на аэродроме Арзамас из состава полка выделен 37 «А» скоростной бомбардировочный авиаполк
Владимир Данилович назначен стрелком-бомбардиром в 37 «А» скоростной бомбардировочный авиаполк.
К лету 1942г. полк начал переформирование в штурмовой. Стрелки-бомбардиры из состава полка были переведены в другие части.
К июлю 1942г. Владимир Данилович летнаб в 320 отдельной разведывательной авиаэскадрилье.
Эскадрилья входила в состав 3 воздушной армии Калининского фронта.
В ноябре 1942г. эскадрилья передана в состав 11 отдельного разведывательного авиаполка. Полк базировался на аэродроме Еолпачки, имел на вооружении самолеты Пе-2.
29 декабря 1942г. экипаж самолета Пе-2: летчик младший лейтенант Гринченко Михаил Маркович, летнаб лейтенант Долбин Владимир Данилович, воздушный стрелок-радист сержант Шмычков Яков Степанович, в 10-54 вылетел в районы Никитинка, Дурово, Вязьма, Андреевское. В 11-15 экипаж передал сообщение: «Отказал правый мотор». В 11-29: «Все в порядке, полет продолжаю». С задания экипаж не вернулся.
Причину из-за которой экипаж не возвратился на свой аэродром и дату возвращения в полк установить не удалось из-за отсутствия документов полка за 1943г.
27 января 1943г. при фотографировании района Першутино- Болотово в воздушном бою был сбит истребителями противника экипаж: летчик младший лейтенант Гринченко Михаил Маркович, летнаб лейтенант Долбин Владимир Данилович, воздушный стрелок-радист старшина Олейник Степан Яковлевич.
Самолет со скольжением уходил в сторону линии фронта. Сведений о судьбе экипажа установить не удалось.
Воспоминания
Из книги Героя Советского Союза Евдокимов Григорий Петрович, выпускника ЧВАУ.
На нас новенькое с иголочки обмундирование темно-синего цвета, белая с синим галстуком рубашка, в петлицах по два кубика, на фуражке- «краб». На левом рукаве френча золотистого цвета знак в виде крыльев птицы. Френч перетянут широким офицерским ремнем с портупеей через правое плечо; (и ремень, и портупея еще пахнут свежевыделанной кожей). На ногах- начищенные до зеркального блеска хромовые сапоги.
Мы- вчерашние курсанты Челябинского авиационного училища- стоим в четком строю. На импровизированной трибуне начальник училища комбриг Емельянов Федор Емельянович. Среднего роста, с широкими, чуть покатыми плечами. Он выделяется среди окружающих его офицеров своей красивой парадной формой, на которой ярко блестели несколько боевых наград. По тому времени это было редкое явление, и мы с восхищением смотрели на него, уже сумевшего доказать свою преданность Родине.
Комбриг зачитал приказ наркома обороны о присвоении нам воинского звания «лейтенант», тепло нас поздравил с этим офицерским званием, всем пожелал успехов в нашей будущей работе. После этого нам зачитали приказ Главнокомандующего ВВС о назначении нас по строевым частям. Перед окончанием училища каждый загадывал- где ему придется начинать службу- вблизи ли родных и знакомых мест или в дальних и необжитых гарнизонах?
Начальник отдела кадров зачитал фамилии лейтенантов, назначенных в 168-й резервный авиационный полк Дальневосточного военного округа.
Некоторые посочувствовали нам: «Не повезло же вам с назначением». Но мы не жалели. Мы были молоды, здоровы, полны желания служить там, где найдет нужным командование. В одном, быть может, нам не повезло. Западникам (тем, кто получил назначение в западные округа) предоставили месячный отпуск. Нам же в отпуске отказали. На другой же день поезд увозил нас к новому месту назначения. О чем только мы не передумали и переговорили за время нашего длительного путешествия. Но вот, наконец, мы прибыли в Хабаровск, центр Дальневосточного края. К сожалению, подробно ознакомиться с городом не пришлось: поезд отправлялся через два часа.
На станцию мы прибыли рано утром. Никто нас не встретил. Узнав от местных жителей, что аэродром недалеко, мы отправились пешком. Было тихое июльское утро.
В лесу еще держались сумеречные тени. Вдруг тишину нарушил все нарастающий гул и вскоре над кромкой леса появился серебристый красавец моноплан. Мы остановились и, как по команде, подняли головы, провожая восхищенным взглядом скоростной бомбардировщик СБ, на котором нам предстояло летать. Полк был вооружен самолетами СБ конструкции Архангельского. Это был первый советский фронтовой бомбардировщик, цельнодюралевый, с хорошими аэродинамическими формами. Первый бомбардировщик с убирающимися шасси, с двумя моторами водяного охлаждения М-105 мощностью по 860 л. с., максимальной скоростью 424 километра в час, с дальностью полета до 1000 километров, бомбовой нагрузкой 500 килограммов. Боевое крещение самолет получил в Испании, где хорошо зарекомендовал себя. Экипаж самолета состоял из 3-х человек: летчика, штурмана и стрелка-радиста. Мы прибыли на должности штурманов, хотя именовались летчиками-наблюдателями. Мы долго ждали этой встречи. Допоздна засиживались за конспектами, сдавали зачеты, летали на учебных самолетах и жили мечтой о полетах на боевых машинах.
За разговорами незаметно добрались до аэродрома. Снова конспекты, схемы, тренировки. И вот он первый полет на боевом самолете.
Эти 60 минут полета, которые я провел не как курсант, а как равноправный член экипажа, запомнились мне надолго. Но летать приходилось мало — сказывалась нехватка самолетов.