
Михаил
Косянович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Мой дедушка Кочаров Михаил Косьянович, все войну проработал на заводе имени Демитрова г.Таганрог, который в годы войны был эвакуирован г.Тбилиси, хочу поделиться его воспоминаниями о годах войны, кторые он оставил в своем дневнике:
«22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину – началась Великая Отечественная война.
В этот теплый летний день, свободный от работы и занятий, я с товарищем по квартире был на базаре, по приходу домой услышал по радио важное сообщение – выступал В.М. Молотов – председатель Совнаркома и узнал, что уже идет война.
Сразу же началась мобилизация с запаса, люди с котомками за плечами потянулись в военкомат.
А вечером в этот же день я услышал по радио вновь написанную песню: «Вставай сторона огромная…» от слов и музыки этой песни что-то закипало в груди и перехватывало дыхание, на глазах появлялись слезы, хотелось все бросить и идти защищать Родину, ведь я был комсомольцем.
Но оборонный завод, аэроклуб – сдерживали меня. Началась работа на заводе по 10—12 часов без выходных, фронт требовал самолеты. На заводе шло освоение и сборка новой модели «ЛА5».
Передо мной встал вопрос или продолжать работать на заводе или вместе с аэроклубом эвакуироваться в г.Ейск в военно-летное училище, которое готовило летчиков истребителей на самолетах «И-16».
Посоветовавшись со старшими товарищами по работе и видя в небе над городом самолеты истребители в бою, город наш уже бомбили, где наши заводские самолеты отражали атаки и были сбиты, я твердо решил остаться на заводе.
Шла война, немцы заняли город Мариуполь и приближались к Таганрогу, все предприятия и заводы уже эвакуировали, остался только наш завод (завод имени Димитрова).
10 октября началась срочная эвакуация и нашего завода. В ночь на 17 октября с последним эшелоном с оборудованием покинул родной город и я.
Утром 17 октября немцы захватили город.
После многодневного и трудного пути, 25 октября, наконец, мы добрались до места назначения г. Тбилиси. Эшелоны с оборудованием и рабочими, прибывали на пригордно-товарную станцию Навтлуги и оттуда направлялись на место будущего завода.
Разгружалось и устанавливалось оборудование в недостроенных цехах без окон и дверей, а так же под открытым небом тут же подключалось и вступало в работу.
В сборочном цеху началась сборка первых самолетов из привезенных деталей и агрегатов.
К празднику октября были собраны три самолета, которые здесь же на заводе прошли опробование двигателей и пристрелку вооружения.
Срочно вблизи завода строились бараки для жилья рабочих, расселяли нас в общественных зданиях города и прямо на заводе в цехах.
Работали иногда сутками, ночуя прямо на заводе. Шла война и труженики тыла работали не считаясь со временем ради общей победы.
Зима 1941-1942г.г. была на редкость суровая, снег, мороз доходил до 10-12 градусов, работали в недостроенных цехах, было очень холодно.
Под Новый 1942 год, мне выдалась большая радость встретиться с братом, так я его называл, Иваном Федоровичем Уколовым, который служил и Иране в войсках КГБ и находясь в командировке в Тбилиси, разыскал меняна заводе, это была наша последняя встреча, он погиб на фронте в 1943г.
Шел 1942 год вести приходившие с фронта были одна другой тревожнее. На всех фронтах шли тяжелые оборонительные бои. Требовалось огромное количество современных самолетов.
Освоить и наладить выпуск современного самолета «ЯК-3» было поручено нашему заводу. На завод приехал главный конструктор Яковлев.
К освоению и выписку нового самолета подключились все цеха завода, не прекращая выпуск «ЛАГ».
С поставленной задачей завод успешно справился и к концу 1942 года, завод перешел на выпуск нового самолета-истребителя «ЯК-3», выпуская ежесуточно 8-10 машин.
Тяжело переживали эвакуированные рабочие завода неудачи нашей армии на фронтах, оккупацию своих родных и близких, и с большой радостью встречали каждое сообщение Совинформбюро о победах.
Утром 9 мая 1945 года у заводской проходной многотысячный митинг рабочих завода, задрав головы они смотрят на трибуну, где укреплен покосившийся четырехгранный репродуктор…и вдруг он зашипел, и из него вылетело долгожданное слово – ПОБЕДА!
И сразу же это слово утонуло в криках, гаме и смехе, в радостном дыхании многотысячного митинга. Одни от радости рыдали, другие кричали о нашей Победе, третьи целовались, со всеми кто находился рядом. Все чувствовали одно, что они родные, едины с тем, кто сражался на фронте.
Пришел конец всем мукам и страданиям на фронте и в тылу, возврат к мирному труду.
Авиастроители, а я отношу себя к ним, внесли значительный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков, произведя за годы войны 137 тысяч боевых самолетов из них 25 новых типов.
За самоотверженный труд в годы войны я был награжден медалью.»