Попов Тихон Васильевич
Попов
Тихон
Васильевич
лейтенант / летчик, командир эскадрильи ИЛ-2
26.08.1914 - 29.06.1944

История солдата

Тихон Васильевич родился 26 августа 1914 г. в г. Воронеже. Учился. С детства его отличали любознательность, тяга к новому.

  В начале 30-х годов прошлого века Воронеж – небольшой тихий уездный город. Всё меняется стремительно. В стране взят курс на индустриализацию. Реконструируют старые заводы. Начинается строительство крупнейшего в стране завода СК-2 (синтетического каучука), запущены первые турбины мощнейшей ВОГРЭС, цеха заводов авиационного и «Электросигнал».  И тысячи людей устремляются на работу из деревень в город.  Только за период с 1926 по 1937 гг. население областного центра почти утроилось. 

     В 1931 г. Советом труда и обороны принято решение о строительстве трёх заводов по производству натрий-бутадиенового каучука из пищевого спирта по методу Сергея Лебедева (победившего в конкурсе ВСНХ на лучший промышленный метод синтеза каучуков) — в Ярославле (СК-1), Ефремове и Воронеже (СК-2). Воронежский завод был возведён в течение года — 19 октября 1932 г. В этот осенний день на Воронежском заводе СК-2 был получен первый каучук. Сейчас нам даже трудно себе представить значение этого знаменательного события, сколько оно значило для персонала нового предприятия, для его первостроителей, но закончили все монтажные, подготовительные и технологические работы за 15 месяцев — от разметки земельных участков на Левом берегу рядом с рекой Воронеж и до получения первой партии долгожданной продукции. Причём по тем временам считалось, что промышленное получение синтетического каучука — абсолютная утопия — о чём говорил не кто-нибудь, а сам Томас Эдисон — великий американский изобретатель и инноватор. Газета «Коммуна» от 20 октября 1932 г. не преминула привести воронежским читателям это интервью:

— Известно ли вам, мистер Эдисон, что в России получен синтетический каучук, и что большевики приступают к его промышленному производству? – корреспондент американской газеты «Юнион» вопросительно посмотрел на великого изобретателя.

Старый Эдисон улыбнулся:

— Нелепая и невозможная затея. Ерунда!

Корреспондент «Юнион» закончил интервью. В этот день на календаре значилось 8 мая 1931 г.».

   Тогда, впрочем, как и сейчас, нашу страну Запад пытался задавить экономическими санкциями, запретив производителям из южных стран поставлять в Советскую Россию сырьё для шинной промышленности.

  Трудно переоценить подвиг и энтузиазм первых строителей воронежского СК. О строительных механизмах не было и речи - все делалось вручную. Кирка, лопата, тачка, носилки, в лучшем случае лошадь, запряженная в грабарку - тележку для перевозки земли. Иногородние строители жили в землянках, палатках или близлежащих деревнях. Ни один прораб или бригадир не имел даже среднего образования, высшим образованием обладал лишь главный инженер стройки. Не хватало материалов, труб, комплектующих... Завод СК-2 строили несколько тысяч комсомольцев, молодых людей. Сначала приехали добровольцы из Курской области, а затем уже из воронежской глубинки. По призыву обкома комсомола на строящееся предприятие пришел Тихон Попов. На заключительном этапе строительства именно молодежь сыграла решающую роль. Они осваивали трудные и сложные профессии аппаратчиков, машинистов, лаборантов, киповцев. ремонтных рабочих — и действующий завод стал для них родным домом. К 1934 г. завод вышел на проектную мощность, выпустив 125 тыс. тонн продукции. В том же году заводу присвоили имя Сергея Мироновича Кирова

  Тихон работает слесарем, а затем бригадиром слесарей в ремонтно-механическом цехе №17.  Ему было свойственно упорство, огромное трудолюбие, стойкость, принципиальность, творческая способность решать проблемы на производстве.

   В соответствии с «Законом СССР об обязательной военной службе от 13.08.1930 г. №42/253б» 05 марта 1938 г. Тихон был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии.  ЦАМО дает информацию, что его служба проходила в двух воинских подразделениях: 690-й отдельном батальоне аэродромного обслуживания (ОБАО),839-м штурмовом авиационном полку 7-й воздушной армии.

       Ни один самолет не сможет подняться в воздух, если он не будет всесторонне и качественно подготовлен инженерно-техническим составом авиационных частей. Но, кроме подготовки самого летательного аппарата, он должен быть заправлен горючим(авиационным керосином), маслами, воздухом, специальными жидкостями, снаряжён авиационными средствами поражениями (авиабомбамиракетами определённых типов, авиационными снарядами при отработке полётных заданий на авиационных полигонах и при ведении боевых действий). Для нормального взлёта и посадки летательного аппарата должна быть качественно подготовлена взлётно-посадочная полоса (ВПП), рулёжные дорожки (РД), места стоянок (МС) самолётов). Обычно ОБАТО дислоцируется совместно с авиационным (вертолётным) полком, отдельным батальоном связи и радиотехнического обеспечения (ОБС и РТО). Эти три части составляют авиагарнизон. Из перечисленного видно, какие большие задачи решались работниками ОБАО. И всё это хозяйство в случае перебазирования на другой аэродром, растягивалось по дорогам. Аэродромы, чаще всего, оборудовались работниками ОБАО прямо на поле, если поблизости был населённый пункт. При такой организации, авиаполки могли быстро передвигаться. 

   Трудно сейчас установить какую работу выполнял Попов, но смело можно предположить, что красноармеец, а затем и сержант Попов имел доступ к авиатехнике. Занимался не только её обслуживанием, но добивался возможности изучать пилотирование самолетов. А затем получил направление в одно из училищ.

   С декабря 1940 г. в летные школы пошли призывники срочной службы и младшие командиры всех родов войск.  Армия располагала по всей стране сетью Военных специальных военных учебных заведений обучения лётного, технического и специального состава для дальнейшего прохождения профессиональной воинской службы в рядах советской военной авиации. В одной из них проходил подготовку будущий летчик Т.В. Попов.

     Большие потери на фронте летного состава вынуждало училище перейти на занятия в две смены (вторая заканчива­лась в 24 часа). Коллективы преподавателей работали с большим напряжением, учебная нагрузка доходила до 12-14 часов в день. Но и в этих условиях они находили время, чтобы проводить индивидуальную работу с отстающими курсантами и подтягивать их до уровня успевающих. Большую помощь преподавателям оказывали сержанты — вы­пускники 1941 г., отобранные из числа отличников и допущенные в дальнейшем к преподавательской работе.  Тихон Попов замечательно проявил себя в подготовке пилотов. Он был нужен училищу. К концу 1942 г. в училищах были введены в строй новые лабораторий в циклах воздушной навигации, бомбометания, тактики, авиасвязи и социально-экономическом. Хорошо себя зарекомендовали  тренажёры ночного полёта, В целях повышения качества подготовки выпускников и совершенствования их лётного обучения в условиях, максимально приближенных к боевым, для курсантов была введена дополнительная ночная лётная программа из десяти лётных упражнений, в восьми из них предусматривалось бомбометание.  Изучались воздушная навигация, радио- и астронавигация, бомбометание днём в слож­ных метеоусловиях и ночью по неосвещённым целям, воздушная стрельба из бортового оружия как в дневных, так и в ночных условиях.

      Прибывшие в училища самолёты Ли-2 и ДБ-3 имели лучшее по тому времени оборудование: радиостанции, радиополукомпасы РПК-2, бомбардировочное и стрелко­вое вооружение. Лётчики, штурманы, радисты изучали эту технику, вооружение самолёта и их применение в сложных метеорологических условиях, в дальних полётах, ночью.

      Как и многие его сверстники, Тихон Васильевич рвался на фронт — бить фашистов. Но на передовой кандидат в члены ВКП(б) с 1942 г. младший лейтенант Попов оказался лишь в марте 1943 г.

   Его направили в 839 -й штурмовой авиационный полк.

         (На основании Приказа Командующего 7-й Воздушной Армии №043 от 28 декабря 1942 г. 839-й истребительный авиационный полк преобразован в 839-й штурмовой авиационный полк. 839-й истребительный авиаполк (впоследствии штурмовой авиаполк) входил в состав 260-й смешанной авиадивизии с момента ее переформирования 26 февраля 1943 г. На период формирования дивизии полк имел на вооружении самолеты И-16, И-153, И-15бис. А в марте-апреле 1943 г. полк был перевооружен самолетами ИЛ-2, которые успели уже прекрасно зарекомен­довать себя в сражениях с врагом. Грозная боевая машина на­водила панический страх на гитлеровцев. Недаром ведь фа­шисты прозвали его "летающим танком" и "черной смертью").

       В полку всё внимание было уделено    переучиванию   на новую материальную часть. Для младшего лейтенанта Попова — это была самая важная УЧЁБА во имя победы и выживания. Иллюстрацией такой подготовке пилотов пронизана вся канва фильма «В бой идут одни старики».  Были оборудованы места для занятий, полигон для бомбометания и воздушной стрельбы.  Весь личный состав от моториста до командира полка садились за учеб­ники, изучали опыт Великой Отечественной войны. С 8 утра до 6 часов вечера в классах и штабах, на стоянках аэро­дрома кипела напряженная боевая учеба. Каждый день - занятия по боевой и политической подготовке или полеты, во время которых летчики тренировались, шлифовали технику пилотирования на взлете и посадке, летали на полигон бомбить и стрелять из пушек и пулеметов. Отрабатывать также полеты строем: парами и звеньями. 

       Вступая в новый этап боевой жизни, полк имел крепкий боевой коллектив. Тихон Васильевич сразу почувствовал, что попал в очень хороший, дружный полк, способный выполнять сложные боевые задачи.

    Пришла пора младшего лейтенанта Попова выполнять боевые задания.

  Командир полка майор (подполковник) Богданов Павел Иванович  вот как описал этот период становления, роста, боевых действий  Попова Т.В. в своем представлении на орден Отечественной войны 2-й степени:
   «Работая в полку с марта 1943 г., тов. Попов проявил себя отлично дисциплинированным летчиком, Как отличный летчик и хороший командир, он в течении года с должности летчика был назначен командиром звена, зам. командира эскадрильи и с февраля 1944 г. исполняет должность командира эскадрильи.

 Тов. Попов быстро закончил программу переучивания на самолете ИЛ-2, изучив мат. часть самолета на отлично. Техника пилотирования отличная.

  Имея большой опыт в подготовке пилотов и общий налёт около 1400 часов, он хорошо передавал свои знания молодому летному составу. Много работал по вводу летчиков в строй на самолете ИЛ-2 и подготовке их к боевой работе.

 При выполнении боевых заданий по штурмовке живой силы и техники противника тов. Попов проявил себя храбрым, стойким защитником Родины.

 24.08.43 г. тов. Попов в составе 2 экипажей ИЛ-2 при штурмовке           жел. дор. эшелона на разъезде Уница-Медвежегорское направление, несмотря на огонь зенитной артиллерии противника (ЗА), прямым попаданием бомбы вывел из строя паровоз и подавил огонь одной точки ЗА противника.

  20.03.44 г. он, входя в состав 6 экипажей ИЛ-2, выполнял боевое задание по уничтожению артиллерийских батарей противника, также огневых точек и живой силы противника на переднем крае обороны противника на Кандалакшском направлении. После выполнения боевого задания наши самолеты были атакованы 16 истребителями противника типа ФВ-190 и МЕ-109. Несмотря на численное превосходство самолетов противника, наши летчики вступили в бой. Благодаря мужеству и взаимной поддержке в этом бою был сбит истребитель противника типа ФВ-190. Тов. Попов, отбив все атаки противника, вместе с другими самолетами возвратился на свой аэродром» (Приказ о награждении ВС 7-й Воздушной армии №: 12 от 04.04.1944 г. Информация об архиве - Архив: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 686044. Дело ист. информации: 4147).

 Летчик Попов Т.В. в составе 839-го шап участвовал в сражениях при обороне Карелии и Заполярья (28.12.42 г.-14.11.44 г.), Свирско-Петрозаводской (с 21.06.44 г.) и Тулоксинской (с 23.06.44 г.) операциях.

 

 29 июня 1944 г. командир эскадрильи лейтенант Попов Тихон Васильевич не вернулся с боевого задания (Донесение о безвозвратных потерях – пропал без вести 29.06.1944 г. 

Информация об архиве - Источник информации: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 11458. Дело ист. информации: 612).

    В этот  день только он один не вернулся на аэродром. Можно предположить, что в самолете или не было воздушного стрелка, или он покинул его на парашюте и спасся. 

   По данным Владимира Савончика, который опубликовал хронологию событий 839-го шап. В ней содержится информациячто: 

  -  2 июля 1944 г.  Орешников Николай Моисеевич, старший сержант, воздушный стрелок 839-го шап, не вернулся из боевого вылета на самолёте ИЛ-2. Живой вернулся в полк); вдруг это стрелок из экипажа лейтенанта Попова Т.В.

     - 13 сентября 1944 г. погибли в боевом вылете на ИЛ-2 командир 839-го шап, кавалер ордена Красного Знамени подполковник Богданов Павел Иванович и воздушный стрелок старшина Сидельник Михаил Лукич. Похоронены на станции Алакуртти Карело-Финской ССР (ныне Кандалакшский район на юге Мурманской области). Видимо, гибель экипажа была подтверждена.
 

   Неизвестный автор переделал стихотворение А. Фролова "Легендарный штурмовик" в "Песню о штурмовиках". Вот ее слова:

Представьте летчика в тот миг, 
Когда готовится он к бою, 
Когда, ведя свой штурмовик, 
Он видит цель перед собою. 
Тогда в атаку он идет, 
Сильней штурвал в руке сжимает, 
На цель, направив самолет, 
На все гашетки нажимает. 
И пулеметы, пушки бьют, 
И реактивные снаряды, 
И бомбы точно в цель идут, 
Круша фашистские преграды. 
Пусть самолеты все важны: 
Как воздух, хлеб - "Ил-2" нужны, 
Так сказал наш Вождь однажды,
И пусть об этом знает каждый. 
Ильюшин "Илы" те создал, 
А мы - им славу боевую, 
И каждый летчик все отдал, 
Чтоб защитить страну родную. 
Фашистов разбивали в прах, 
Нас черной смертью называли, 
И тех стремительных атак 
Мы никогда не забывали.
С тех пор прошло немало лет, 
Но тех боев мы не забудем, 
Кто пал в бою - оставил след, 
И мы всегда их помнить будем. 
Погибших летчиков, стрелков, 
Чей прах покоится в могилах, 
И всех других штурмовиков, 
Кто воевал на грозных "Илах"!

 

  Лейтенант Попов Т.В. и его товарищи из 839-го шап 260-й сад удостоены Благодарности Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И. Сталина за форсирование реки Свирь на фронте от Онежского до Ладожского озера, приказ прилагается:  

Приказ Верховного Главнокомандующего
24 июня 1944 года
№ 114

Генералу армии Мерецкову

Войска Карельского фронта при поддержке с фланга судов Ладожской военной флотилии, перейдя в наступление севернее и восточнее Лодейного Поля, форсировали реку Свирь на всем фронте от Онежского озера до Ладожского озера, прорвали сильно укрепленную оборону противника и, продвинувшись вперед в течение трех дней наступательных боев от 20 до 30 километров, заняли более 200 населенных пунктов, среди которых: Подпорожье, Свирьстрой, Вознесенье, Михайловская, Мегрозеро, Печная Сельга, Бережная, Микентьева.

В боях при форсировации реки Свирь и прорыве обороны противника отличились войска генерал-лейтенанта Крутикова, генерал-лейтенанта Миронова, генерал-майора Гнедпна, генерал-майора Микульского, генерал-майора Алексеева, генерал-майора Лещинина, генерал-майора Абсалямова, генерал-майора Сопенко, контр-адмирала Черокова, полковника Москалева, полковника Виндушева, полковника Блажевича, полковника Калиновского, полковника Запирича, инженер-капитана 1 ранга Гудимова, подполковника Блака; артиллеристы генерал-лейтенанта артиллерии Дегтярева, генерал-майора артиллерии Брежнева, генерал-майора артиллерии Павлова, генерал-майора артиллерии Воеводина; танкисты генерал-майора танковых войск Шнейдера, подполковника Терентьева, майора Торчилина, майора Емельянова, майора Кротова; летчики генерал-лейтенанта авиации Соколова (командующего 7-й ВА, в составе которой сражался 839-й шап и лейтенант Попов Т.В.), полковника Минаева, полковника Калугина, полковника Удонина, полковника Ларюшкина и саперы генерал-лейтенанта инженерных войск Хренова, генерал-майора инженерных войск Ильина, подполковника Аршбы.

В ознаменование одержанной победы наиболее отличившиеся в боях соединения и части представить к присвоению наименования “Свирских” и к награждению орденами.

Сегодня, 24 июня, в 20 часов 30 минут столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам Карельского фронта, форсировавшим реку Свирь и прорвавшим оборону противника, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.

За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим [в боях] при форсировании реки Свирь и Прорыве обороны противника.

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

Смерть немецко-финским захватчикам!

Верховный Главнокомандующий
Маршал Советского Союза И. СТАЛИ

«Справка:

     25 января 1943г. впервые  был подписан приказ Верховного Главнокомандующего – Маршала Советского Союза И. В. Сталина об объявлении благодарности войскам Юго-Западного, Южного, Донского, Северо-Кавказского, Воронежского, Ленинградского и Волховского фронтов за успехи в разгроме немцев, за освобождение городов и сел нашей Родины. Следующая «Благодарность» была объявлена И. В. Сталиным войскам Донского фронта      2-го февраля 1943г. Текст приказа заканчивался фразой: «Объявляю благодарность всем бойцам, командирам и политработникам Донского фронта за отличные боевые действия».

    По мере продвижения наших войск на запад, последовали «Благодарности» за взятие городов, плацдармов, ликвидацию фашистских группировок. Последняя «Благодарность» была объявлена 3 сентября 1945г. советским войскам за боевые действия против Японии и разгром ее армии. Всего за годы войны И.В.Сталиным лично было подписано 375 таких документов. Каждый такой приказ зачитывался перед личным составом войск и имел особое значение в поднятии боевого духа нашей армии. «Благодарность» приравнивалась к награждению орденами и медалями. Приказы Главнокомандующего были признанием патриотизма воинов, их стойкости духа, их веры в победу. Каждый такой приказ – это веха истории великой войны, истории великого народа, которую мы обязаны свято хранить.»

     Кто такие пропавшие без вести? Воины, отсутствующий по месту службы по неизвестной причине, не вернувшийся в свою часть после боя или с задания в течение определенного времени. На поиск (ожидание) отводится 15 дней. Отсутствие свыше этого срока дает основание признать человека безвестно пропавшим. Командование части составляет донесение о потерях.   

    Помимо этого, приказом №03652 от 03.11.1944 г. Главное управление кадров НКО информировало облвоенкоматы, о том, что нижепоименованный офицерский состав, погибший и пропавший без вести в боях против немецко-фашистских войск, исключается из поисков Красной Армии. Данные о Попове Т.К. указаны на стр. 13 под порядковым номером 79 (Информация об архиве - Источник информации: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 11458. Дело ист. информации: 264).

     На этом основании облвоенкомат направил соответствующее извещение жене офицера Поповой Евгении Александровне, что послужило основанием к назначению пенсии. Разница в выплатах членам семей участников Великой отечественной войны была значительной. Ребенку пропавшего без вести участника Великой отечественной войны были положены 12 рублей в месяц в сельской местности и 30 рублей городским жителям. В то время как дети погибших на фронте получали 200 рублей в месяц. 

     На странице 57 «Книги Памяти работников Воронежского завода синтетического каучука им. С.М. Кирова – участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» написано о лейтенанте Попове Т.В., работавшему на предприятии в 30-е годы прошлого столетия.

    Работа над биографией нуждается в доработке, получении фотографии и дополнительной информации от потомков ГЕРОЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войны ПОПОВА ТИХОНА ВАСИЛЬЕВИЧА.

    Через двадцать с лишним лет после окончания войны в Нью-Йорке вышла книга бывшего гитлеровского генерала В. Швабедиссена "Русские ВВС глазами немецкого командова­ния». В книге много внимания уделено штурмовой авиации Красной Армии. Вот одно из признаний генерала: "Агрессивность, наступательность советских летчиков-штурмовиков достаточ­но запечатлена в докладах большинства командного состава немецких ВВС и армии. Немцев поражала все возрастающая стойкость русских летчиков, их упорное стремление выпол­нять до конца поставленные перед ними задачи, их сражаю­щиеся сердца и отчаянная храбрость.

        Авторы всех немецких источников в своих мнениях сходятся в том, что самолет «ИЛ-2» был эталоном самолета-штурмовика. Самолет «ИЛ-2» - свиде­тельство исключительного прогресса, он являлся главным, основным противником немецкой армии."

 

 

 

 

Регион Воронежская область
Воинское звание лейтенант
Населенный пункт: Воронеж
Воинская специальность летчик, командир эскадрильи ИЛ-2
Место рождения г. Воронеж
Годы службы 1938 1944
Дата рождения 26.08.1914
Дата смерти 29.06.1944

Боевой путь

Место призыва Воронежский горвоенкомат
Дата призыва 5.03.1938
Боевое подразделение 690-й отдельный батальон аэродромного обслуживания (ОБАО), 839-й штурмовой авиационный полк 7-й воздушной армии
Завершение боевого пути Мурманская область
Принимал участие при обороне Карелии и Заполярья (28.12.42 г.-14.11.44 г.), Свирско-Петрозаводской (с 21.06.44 г.) и Тулоксинской (с 23.06.44 г.) операциях

     В соответствии с «Законом СССР об обязательной военной службе от 13.08.1930 г. №42/253б» 05 марта 1938 г. Тихон был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии.  ЦАМО дает информацию, что его служба проходила в двух воинских подразделениях: 690-й отдельном батальоне аэродромного обслуживания (ОБАО),839-м штурмовом авиационном полку 7-й воздушной армии.

       Ни один самолет не сможет подняться в воздух, если он не будет всесторонне и качественно подготовлен инженерно-техническим составом авиационных частей. Но, кроме подготовки самого летательного аппарата, он должен быть заправлен горючим(авиационным керосином), маслами, воздухом, специальными жидкостями, снаряжён авиационными средствами поражениями (авиабомбамиракетами определённых типов, авиационными снарядами при отработке полётных заданий на авиационных полигонах и при ведении боевых действий). Для нормального взлёта и посадки летательного аппарата должна быть качественно подготовлена взлётно-посадочная полоса (ВПП), рулёжные дорожки (РД), места стоянок (МС) самолётов). Обычно ОБАТО дислоцируется совместно с авиационным (вертолётным) полком, отдельным батальоном связи и радиотехнического обеспечения (ОБС и РТО). Эти три части составляют авиагарнизон. Из перечисленного видно, какие большие задачи решались работниками ОБАО. И всё это хозяйство в случае перебазирования на другой аэродром, растягивалось по дорогам. Аэродромы, чаще всего, оборудовались работниками ОБАО прямо на поле, если поблизости был населённый пункт. При такой организации, авиаполки могли быстро передвигаться. 

   Трудно сейчас установить какую работу выполнял Попов, но смело можно предположить, что красноармеец, а затем и сержант Попов имел доступ к авиатехнике. Занимался не только её обслуживанием, но добивался возможности изучать пилотирование самолетов. А затем получил направление в одно из училищ.

   С декабря 1940 г. в летные школы пошли призывники срочной службы и младшие командиры всех родов войск.  Армия располагала по всей стране сетью Военных специальных военных учебных заведений обучения лётного, технического и специального состава для дальнейшего прохождения профессиональной воинской службы в рядах советской военной авиации. В одной из них проходил подготовку будущий летчик Т.В. Попов.

     Большие потери на фронте летного состава вынуждало училище перейти на занятия в две смены (вторая заканчива­лась в 24 часа). Коллективы преподавателей работали с большим напряжением, учебная нагрузка доходила до 12-14 часов в день. Но и в этих условиях они находили время, чтобы проводить индивидуальную работу с отстающими курсантами и подтягивать их до уровня успевающих. Большую помощь преподавателям оказывали сержанты — вы­пускники 1941 г., отобранные из числа отличников и допущенные в дальнейшем к преподавательской работе.  Тихон Попов замечательно проявил себя в подготовке пилотов. Он был нужен училищу. К концу 1942 г. в училищах были введены в строй новые лабораторий в циклах воздушной навигации, бомбометания, тактики, авиасвязи и социально-экономическом. Хорошо себя зарекомендовали  тренажёры ночного полёта, В целях повышения качества подготовки выпускников и совершенствования их лётного обучения в условиях, максимально приближенных к боевым, для курсантов была введена дополнительная ночная лётная программа из десяти лётных упражнений, в восьми из них предусматривалось бомбометание.  Изучались воздушная навигация, радио- и астронавигация, бомбометание днём в слож­ных метеоусловиях и ночью по неосвещённым целям, воздушная стрельба из бортового оружия как в дневных, так и в ночных условиях.

      Прибывшие в училища самолёты Ли-2 и ДБ-3 имели лучшее по тому времени оборудование: радиостанции, радиополукомпасы РПК-2, бомбардировочное и стрелко­вое вооружение. Лётчики, штурманы, радисты изучали эту технику, вооружение самолёта и их применение в сложных метеорологических условиях, в дальних полётах, ночью.

      Как и многие его сверстники, Тихон Васильевич рвался на фронт — бить фашистов. Но на передовой кандидат в члены ВКП(б) с 1942 г. младший лейтенант Попов оказался лишь в марте 1943 г.

   Его направили в 839 -й штурмовой авиационный полк.

         (На основании Приказа Командующего 7-й Воздушной Армии №043 от 28 декабря 1942 г. 839-й истребительный авиационный полк преобразован в 839-й штурмовой авиационный полк. 839-й истребительный авиаполк (впоследствии штурмовой авиаполк) входил в состав 260-й смешанной авиадивизии с момента ее переформирования 26 февраля 1943 г. На период формирования дивизии полк имел на вооружении самолеты И-16, И-153, И-15бис. А в марте-апреле 1943 г. полк был перевооружен самолетами ИЛ-2, которые успели уже прекрасно зарекомен­довать себя в сражениях с врагом. Грозная боевая машина на­водила панический страх на гитлеровцев. Недаром ведь фа­шисты прозвали его "летающим танком" и "черной смертью").

       В полку всё внимание было уделено    переучиванию   на новую материальную часть. Для младшего лейтенанта Попова — это была самая важная УЧЁБА во имя победы и выживания. Иллюстрацией такой подготовке пилотов пронизана вся канва фильма «В бой идут одни старики».  Были оборудованы места для занятий, полигон для бомбометания и воздушной стрельбы.  Весь личный состав от моториста до командира полка садились за учеб­ники, изучали опыт Великой Отечественной войны. С 8 утра до 6 часов вечера в классах и штабах, на стоянках аэро­дрома кипела напряженная боевая учеба. Каждый день - занятия по боевой и политической подготовке или полеты, во время которых летчики тренировались, шлифовали технику пилотирования на взлете и посадке, летали на полигон бомбить и стрелять из пушек и пулеметов. Отрабатывать также полеты строем: парами и звеньями. 

       Вступая в новый этап боевой жизни, полк имел крепкий боевой коллектив. Тихон Васильевич сразу почувствовал, что попал в очень хороший, дружный полк, способный выполнять сложные боевые задачи.

    Пришла пора младшего лейтенанта Попова выполнять боевые задания.

  Командир полка майор (подполковник) Богданов Павел Иванович  вот как описал этот период становления, роста, боевых действий  Попова Т.В. в своем представлении на орден Отечественной войны 2-й степени:
   «Работая в полку с марта 1943 г., тов. Попов проявил себя отлично дисциплинированным летчиком, Как отличный летчик и хороший командир, он в течении года с должности летчика был назначен командиром звена, зам. командира эскадрильи и с февраля 1944 г. исполняет должность командира эскадрильи.

 Тов. Попов быстро закончил программу переучивания на самолете ИЛ-2, изучив мат. часть самолета на отлично. Техника пилотирования отличная.

  Имея большой опыт в подготовке пилотов и общий налёт около 1400 часов, он хорошо передавал свои знания молодому летному составу. Много работал по вводу летчиков в строй на самолете ИЛ-2 и подготовке их к боевой работе.

 При выполнении боевых заданий по штурмовке живой силы и техники противника тов. Попов проявил себя храбрым, стойким защитником Родины.

 24.08.43 г. тов. Попов в составе 2 экипажей ИЛ-2 при штурмовке           жел. дор. эшелона на разъезде Уница-Медвежегорское направление, несмотря на огонь зенитной артиллерии противника (ЗА), прямым попаданием бомбы вывел из строя паровоз и подавил огонь одной точки ЗА противника.

  20.03.44 г. он, входя в состав 6 экипажей ИЛ-2, выполнял боевое задание по уничтожению артиллерийских батарей противника, также огневых точек и живой силы противника на переднем крае обороны противника на Кандалакшском направлении. После выполнения боевого задания наши самолеты были атакованы 16 истребителями противника типа ФВ-190 и МЕ-109. Несмотря на численное превосходство самолетов противника, наши летчики вступили в бой. Благодаря мужеству и взаимной поддержке в этом бою был сбит истребитель противника типа ФВ-190. Тов. Попов, отбив все атаки противника, вместе с другими самолетами возвратился на свой аэродром» (Приказ о награждении ВС 7-й Воздушной армии №: 12 от 04.04.1944 г. Информация об архиве - Архив: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 686044. Дело ист. информации: 4147).

 Летчик Попов Т.В. в составе 839-го шап участвовал в сражениях при обороне Карелии и Заполярья (28.12.42 г.-14.11.44 г.), Свирско-Петрозаводской (с 21.06.44 г.) и Тулоксинской (с 23.06.44 г.) операциях.

  29 июня 1944 г. командир эскадрильи лейтенант Попов Тихон Васильевич не вернулся с боевого задания (Донесение о безвозвратных потерях – пропал без вести 29.06.1944 г. 

Информация об архиве - Источник информации: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 11458. Дело ист. информации: 612).

    В этот  день только он один не вернулся на аэродром. Можно предположить, что в самолете или не было воздушного стрелка, или он покинул его на парашюте и спасся. 

   По данным Владимира Савончика, который опубликовал хронологию событий 839-го шап. В ней содержится информациячто: 

  -  2 июля 1944 г.  Орешников Николай Моисеевич, старший сержант, воздушный стрелок 839-го шап, не вернулся из боевого вылета на самолёте ИЛ-2. Живой вернулся в полк); вдруг это стрелок из экипажа лейтенанта Попова Т.В.

     - 13 сентября 1944 г. погибли в боевом вылете на ИЛ-2 командир 839-го шап, кавалер ордена Красного Знамени подполковник Богданов Павел Иванович и воздушный стрелок старшина Сидельник Михаил Лукич. Похоронены на станции Алакуртти Карело-Финской ССР (ныне Кандалакшский район на юге Мурманской области). Видимо, гибель экипажа была подтверждена.
    Неизвестный автор переделал стихотворение А. Фролова "Легендарный штурмовик" в "Песню о штурмовиках". Вот ее слова:

Представьте летчика в тот миг, 
Когда готовится он к бою, 
Когда, ведя свой штурмовик, 
Он видит цель перед собою. 
Тогда в атаку он идет, 
Сильней штурвал в руке сжимает, 
На цель, направив самолет, 
На все гашетки нажимает. 
И пулеметы, пушки бьют, 
И реактивные снаряды, 
И бомбы точно в цель идут, 
Круша фашистские преграды. 
Пусть самолеты все важны: 
Как воздух, хлеб - "Ил-2" нужны, 
Так сказал наш Вождь однажды,
И пусть об этом знает каждый. 
Ильюшин "Илы" те создал, 
А мы - им славу боевую, 
И каждый летчик все отдал, 
Чтоб защитить страну родную. 
Фашистов разбивали в прах, 
Нас черной смертью называли, 
И тех стремительных атак 
Мы никогда не забывали.
С тех пор прошло немало лет, 
Но тех боев мы не забудем, 
Кто пал в бою - оставил след, 
И мы всегда их помнить будем. 
Погибших летчиков, стрелков, 
Чей прах покоится в могилах, 
И всех других штурмовиков, 
Кто воевал на грозных "Илах"!

  Лейтенант Попов Т.В. и его товарищи из 839-го шап 260-й сад удостоены Благодарности Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И. Сталина за форсирование реки Свирь на фронте от Онежского до Ладожского озера (Приказ Верховного Главнокомандующего
24 июня 1944 г. № 114)

«Справка:

     25 января 1943г. впервые  был подписан приказ Верховного Главнокомандующего – Маршала Советского Союза И. В. Сталина об объявлении благодарности войскам Юго-Западного, Южного, Донского, Северо-Кавказского, Воронежского, Ленинградского и Волховского фронтов за успехи в разгроме немцев, за освобождение городов и сел нашей Родины. Следующая «Благодарность» была объявлена И. В. Сталиным войскам Донского фронта      2-го февраля 1943г. Текст приказа заканчивался фразой: «Объявляю благодарность всем бойцам, командирам и политработникам Донского фронта за отличные боевые действия».

    По мере продвижения наших войск на запад, последовали «Благодарности» за взятие городов, плацдармов, ликвидацию фашистских группировок. Последняя «Благодарность» была объявлена 3 сентября 1945г. советским войскам за боевые действия против Японии и разгром ее армии. Всего за годы войны И.В.Сталиным лично было подписано 375 таких документов. Каждый такой приказ зачитывался перед личным составом войск и имел особое значение в поднятии боевого духа нашей армии. «Благодарность» приравнивалась к награждению орденами и медалями. Приказы Главнокомандующего были признанием патриотизма воинов, их стойкости духа, их веры в победу. Каждый такой приказ – это веха истории великой войны, истории великого народа, которую мы обязаны свято хранить.»

     Кто такие пропавшие без вести? Воины, отсутствующий по месту службы по неизвестной причине, не вернувшийся в свою часть после боя или с задания в течение определенного времени. На поиск (ожидание) отводится 15 дней. Отсутствие свыше этого срока дает основание признать человека безвестно пропавшим. Командование части составляет донесение о потерях.   

    Помимо этого, приказом №03652 от 03.11.1944 г. Главное управление кадров НКО информировало облвоенкоматы, о том, что нижепоименованный офицерский состав, погибший и пропавший без вести в боях против немецко-фашистских войск, исключается из поисков Красной Армии. Данные о Попове Т.К. указаны на стр. 13 под порядковым номером 79 (Информация об архиве - Источник информации: ЦАМО. Фонд ист. информации: 33. Опись ист. информации: 11458. Дело ист. информации: 264).

     На этом основании облвоенкомат направил соответствующее извещение жене офицера Поповой Евгении Александровне, что послужило основанием к назначению пенсии. Разница в выплатах членам семей участников Великой отечественной войны была значительной. Ребенку пропавшего без вести участника Великой отечественной войны были положены 12 рублей в месяц в сельской местности и 30 рублей городским жителям. В то время как дети погибших на фронте получали 200 рублей в месяц. 

     На странице 57 «Книги Памяти работников Воронежского завода синтетического каучука им. С.М. Кирова – участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» написано о лейтенанте Попове Т.В., работавшему на предприятии в 30-е годы прошлого столетия.

    Работа над биографией нуждается в доработке, получении фотографии и дополнительной информации от потомков ГЕРОЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ войны ПОПОВА ТИХОНА ВАСИЛЬЕВИЧА.

    Через двадцать с лишним лет после окончания войны в Нью-Йорке вышла книга бывшего гитлеровского генерала В. Швабедиссена "Русские ВВС глазами немецкого командова­ния». В книге много внимания уделено штурмовой авиации Красной Армии. Вот одно из признаний генерала: "Агрессивность, наступательность советских летчиков-штурмовиков достаточ­но запечатлена в докладах большинства командного состава немецких ВВС и армии. Немцев поражала все возрастающая стойкость русских летчиков, их упорное стремление выпол­нять до конца поставленные перед ними задачи, их сражаю­щиеся сердца и отчаянная храбрость.

        Авторы всех немецких источников в своих мнениях сходятся в том, что самолет «ИЛ-2» был эталоном самолета-штурмовика. Самолет «ИЛ-2» - свиде­тельство исключительного прогресса, он являлся главным, основным противником немецкой армии."

 

Награды

орден Отечественной войны 2-й степени, 04.04.1944 г.

орден Отечественной войны 2-й степени, 04.04.1944 г.

Документы

Приказ ГУ кадров НКО СССР от 03.11.1944 г. №03652, стр. 1

Приказ ГУ кадров НКО СССР от 03.11.1944 г. №03652, стр. 1

Приказ ГУ кадров НКО СССР от 03.11.1944 г. №03652, стр. 13

Приказ ГУ кадров НКО СССР от 03.11.1944 г. №03652, стр. 13

Донесение о безвозвратных потерях, стр.5

Донесение о безвозвратных потерях, стр.5

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: