
Пётр
Павлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Соболь Пётр Павлович
Пётр Павлович родился в городе Красноярске в семье инженера-путейца. Его отец погиб в 1916 году на фронте. В то время семья жила в Ташкенте. Мальчик учился в средней школе, с 16-ти лет начал работать учеником слесаря- инструментальщика.
В 1926 году семья переехала в Москву. Пётр Павлович закончил рабфак в 1931 году без отрыва от производства.
С 1937 по 1937 год учился в Военно-воздушной академии имени Жуковского и закончил её с отличием по профилю «двигателестроение».
С 1937 по 1941 год работал военпредом на авиазаводе в Москве.
С июня 1940 года участвовал в Советско-финской войне. С началом Отечественной войны работал специалистом по подготовке авиаремонтных мастерских. В 1942 году эти мастерские были только созданы, они представляли собой поезд, который двигался по железной дорогое. Там были купейные вагоны, в которых жили люди и были вагоны товарные, в которых располагались ремонтные цехи, и ещё были огромные платформы, куда выкатывают самолёты.
Пётр Павлович работал главным инженерном подвижной авиаремонтной мастерской (сокращённо — ПАМ-19). Вместе с ним на ПАМе трудилась и его супруга. Поезд двигался вслед за фронтом. Без таких ремонтных поездов вряд ли бы смогла выжить военная авиация, ведь самолёты летали на задания каждый день, их пытались сбить вражеские войска и самолёты часто возвращались с повреждениями. Ремонт требовался всегда. Один и тот же самолёт за время своей боевой жизни ремонтировался многократно.
Пётр Петрович рассказывал, что немцы хорошо знали об этих ремонтных поездах и всячески пытались их разбомбить во время налётов. На ремонтные эшелоны велась настоящая охота, и люди в них никогда не чувствовали себя в безопасности. По данным интернета, в ПАМ-19 за время войны было отремонтировано больше тысячи самолётов.
Война закончилась, когда они дошли уже до Австрии. Пётр Павлович побывал и в Берлине и, по слоившейся тогда традиции, поставил свою роспись на Рейхстаге. В 1946 году военную часть расформировали и все служащие ПАМа вернулись на Родину, в том числе Пётр Павлович с супругой — им удалось пережить войну.
За войну Пётр Павлович был награждён орденами:
- два ордена Красной звезды,
- орден Отечественной войны II степени,
- медаль «За боевые заслуги».
Пётр Павлович перевёз семью в Воронеж. В 1949 году, когда его служба в армии закончилась, он демобилизовался и стал работать в КБ (конструкторском бюро) Воронежского авиазавода инженером по проектированию автоматических линий по расфасовке и упаковке продуктов питания. Вырастил двое замечательных дочерей, одна из которых продолжила инженерную династию и всю жизнь также проработала инженером на этом же заводе.
Умер Пётр Павлович в 1966 году от сердечного приступа. Сейчас в Воронеже и в Тамбове живут уже его внуки, у них у всех разная судьба, но никто из них не стал плохим человеком и времена войны в этих семьях помнят и гордятся своим отцом и дедом.
*информацию предоставила дочь Петра Павловича — Соболь Галина Петровна, в 2025 году.
Боевой путь
Воспоминания
Краткая биография
Пётр Павлович родился в городе Красноярске в семье инженера-путейца. Его отец погиб в 1916 году на фронте. В то время семья жила в Ташкенте. Мальчик учился в средней школе, с 16-ти лет начал работать учеником слесаря- инструментальщика.
В 1926 году семья переехала в Москву. Пётр Павлович закончил рабфак в 1931 году без отрыва от производства.
С 1937 по 1937 год учился в Военно-воздушной академии имени Жуковского и закончил её с отличием по профилю «двигателестроение».
С 1937 по 1941 год работал военпредом на авиазаводе в Москве.
С июня 1940 года участвовал в Советско-финской войне. С началом Отечественной войны работал специалистом по подготовке авиаремонтных мастерских. В 1942 году эти мастерские были только созданы, они представляли собой поезд, который двигался по железной дорогое. Там были купейные вагоны, в которых жили люди и были вагоны товарные, в которых располагались ремонтные цехи, и ещё были огромные платформы, куда выкатывают самолёты.
Пётр Павлович работал главным инженерном подвижной авиаремонтной мастерской (сокращённо — ПАМ-19). Вместе с ним на ПАМе трудилась и его супруга. Поезд двигался вслед за фронтом. Без таких ремонтных поездов вряд ли бы смогла выжить военная авиация, ведь самолёты летали на задания каждый день, их пытались сбить вражеские войска и самолёты часто возвращались с повреждениями. Ремонт требовался всегда. Один и тот же самолёт за время своей боевой жизни ремонтировался многократно.
Пётр Петрович рассказывал, что немцы хорошо знали об этих ремонтных поездах и всячески пытались их разбомбить во время налётов. На ремонтные эшелоны велась настоящая охота, и люди в них никогда не чувствовали себя в безопасности. По данным интернета, в ПАМ-19 за время войны было отремонтировано больше тысячи самолётов.
Война закончилась, когда они дошли уже до Австрии. Пётр Павлович побывал и в Берлине и, по слоившейся тогда традиции, поставил свою роспись на Рейхстаге. В 1946 году военную часть расформировали и все служащие ПАМа вернулись на Родину, в том числе Пётр Павлович с супругой — им удалось пережить войну.
За войну Пётр Павлович был награждён орденами:
• два ордена Красной звезды,
• орден Отечественной войны II степени,
• медаль «За боевые заслуги».
После войны
Пётр Павлович перевёз семью в Воронеж. В 1949 году, когда его служба в армии закончилась, он демобилизовался и стал работать в КБ (конструкторском бюро) Воронежского авиазавода инженером по проектированию автоматических линий по расфасовке и упаковке продуктов питания. Вырастил двое замечательных дочерей, одна из которых продолжила инженерную династию и всю жизнь также проработала инженером на этом же заводе.
Умер Пётр Павлович в 1966 году от сердечного приступа. Сейчас в Воронеже и в Тамбове живут уже его внуки, у них у всех разная судьба, но никто из них не стал плохим человеком и времена войны в этих семьях помнят и гордятся своим отцом и дедом.
*информацию предоставила дочь Петра Павловича — Соболь Галина Петровна, в 2025 году.