Соболь Пётр Павлович
Соболь
Пётр
Павлович
Главный инженер ПАМ-19
1915 - 1966

История солдата

Соболь Пётр Павлович

Пётр Павлович родился в городе Красноярске в семье инженера-путейца. Его отец погиб в 1916 году на фронте. В то время семья жила в Ташкенте. Мальчик учился в средней школе, с 16-ти лет начал работать учеником слесаря- инструментальщика. 

В 1926 году семья переехала в Москву. Пётр Павлович закончил рабфак в 1931 году без отрыва от производства.
С 1937 по 1937 год учился в Военно-воздушной академии имени Жуковского и закончил её с отличием по профилю «двигателестроение». 

С 1937  по 1941 год работал военпредом на авиазаводе в Москве.

С июня 1940 года участвовал в Советско-финской войне. С началом Отечественной войны работал специалистом по подготовке авиаремонтных мастерских. В 1942 году эти мастерские были только созданы, они представляли собой поезд, который двигался по железной дорогое. Там были купейные вагоны, в которых жили люди и были вагоны товарные, в которых располагались ремонтные цехи, и ещё были огромные платформы, куда выкатывают самолёты.

Пётр Павлович работал главным инженерном подвижной авиаремонтной мастерской (сокращённо — ПАМ-19). Вместе с ним на ПАМе трудилась и его супруга. Поезд двигался вслед за фронтом. Без таких ремонтных поездов вряд ли бы смогла выжить военная авиация, ведь самолёты летали на задания каждый день, их пытались сбить вражеские войска и самолёты часто возвращались с повреждениями. Ремонт требовался всегда. Один и тот же самолёт за время своей боевой жизни ремонтировался многократно. 

Пётр Петрович рассказывал, что немцы хорошо знали об этих ремонтных поездах и всячески пытались их разбомбить во время налётов. На ремонтные эшелоны велась настоящая охота, и люди в них никогда не чувствовали себя в безопасности. По данным интернета, в ПАМ-19 за время войны было отремонтировано больше тысячи самолётов.

Война закончилась, когда они дошли уже до Австрии. Пётр Павлович побывал и в Берлине и, по слоившейся тогда традиции, поставил свою роспись на Рейхстаге. В 1946 году военную часть расформировали и все служащие ПАМа вернулись на Родину, в том числе Пётр Павлович с супругой — им удалось пережить войну.
За войну Пётр Павлович был награждён орденами:

  • два ордена Красной звезды,
  • орден Отечественной войны II степени,
  • медаль «За боевые заслуги».

Пётр Павлович перевёз семью в Воронеж. В 1949 году, когда его служба в армии закончилась, он демобилизовался и стал работать в КБ (конструкторском бюро) Воронежского авиазавода инженером по проектированию автоматических линий по расфасовке и упаковке продуктов питания. Вырастил двое замечательных дочерей, одна из которых продолжила инженерную династию и всю жизнь также проработала инженером на этом же заводе.

Умер Пётр Павлович в 1966 году от сердечного приступа. Сейчас в Воронеже и в Тамбове живут уже его внуки, у них у всех разная судьба, но никто из них не стал плохим человеком и времена войны в этих семьях помнят и гордятся своим отцом и дедом.

*информацию предоставила дочь Петра Павловича — Соболь Галина Петровна, в 2025 году. 

Регион Воронежская область
Населенный пункт: Воронеж
Воинская специальность Главный инженер ПАМ-19
Место рождения Красноярск
Годы службы 1930 1946
Дата рождения 1915
Дата смерти 1966

Боевой путь

Место призыва Москва
Дата призыва 1930
Боевое подразделение ПАМ-19
Завершение боевого пути Австрия, 1960
Плен нет
Госпитали нет

Воспоминания

Краткая биография

Пётр Павлович родился в городе Красноярске в семье инженера-путейца. Его отец погиб в 1916 году на фронте. В то время семья жила в Ташкенте. Мальчик учился в средней школе, с 16-ти лет начал работать учеником слесаря- инструментальщика.
В 1926 году семья переехала в Москву. Пётр Павлович закончил рабфак в 1931 году без отрыва от производства.
С 1937 по 1937 год учился в Военно-воздушной академии имени Жуковского и закончил её с отличием по профилю «двигателестроение».
С 1937 по 1941 год работал военпредом на авиазаводе в Москве.
С июня 1940 года участвовал в Советско-финской войне. С началом Отечественной войны работал специалистом по подготовке авиаремонтных мастерских. В 1942 году эти мастерские были только созданы, они представляли собой поезд, который двигался по железной дорогое. Там были купейные вагоны, в которых жили люди и были вагоны товарные, в которых располагались ремонтные цехи, и ещё были огромные платформы, куда выкатывают самолёты.
Пётр Павлович работал главным инженерном подвижной авиаремонтной мастерской (сокращённо — ПАМ-19). Вместе с ним на ПАМе трудилась и его супруга. Поезд двигался вслед за фронтом. Без таких ремонтных поездов вряд ли бы смогла выжить военная авиация, ведь самолёты летали на задания каждый день, их пытались сбить вражеские войска и самолёты часто возвращались с повреждениями. Ремонт требовался всегда. Один и тот же самолёт за время своей боевой жизни ремонтировался многократно.
Пётр Петрович рассказывал, что немцы хорошо знали об этих ремонтных поездах и всячески пытались их разбомбить во время налётов. На ремонтные эшелоны велась настоящая охота, и люди в них никогда не чувствовали себя в безопасности. По данным интернета, в ПАМ-19 за время войны было отремонтировано больше тысячи самолётов.
Война закончилась, когда они дошли уже до Австрии. Пётр Павлович побывал и в Берлине и, по слоившейся тогда традиции, поставил свою роспись на Рейхстаге. В 1946 году военную часть расформировали и все служащие ПАМа вернулись на Родину, в том числе Пётр Павлович с супругой — им удалось пережить войну.
За войну Пётр Павлович был награждён орденами:
• два ордена Красной звезды,
• орден Отечественной войны II степени,
• медаль «За боевые заслуги».

Награды

два ордена Красной звезды, орден Отечественной войны II степени, медаль «За боевые заслуги».

два ордена Красной звезды, орден Отечественной войны II степени, медаль «За боевые заслуги».

После войны

Пётр Павлович перевёз семью в Воронеж. В 1949 году, когда его служба в армии закончилась, он демобилизовался и стал работать в КБ (конструкторском бюро) Воронежского авиазавода инженером по проектированию автоматических линий по расфасовке и упаковке продуктов питания. Вырастил двое замечательных дочерей, одна из которых продолжила инженерную династию и всю жизнь также проработала инженером на этом же заводе.
Умер Пётр Павлович в 1966 году от сердечного приступа. Сейчас в Воронеже и в Тамбове живут уже его внуки, у них у всех разная судьба, но никто из них не стал плохим человеком и времена войны в этих семьях помнят и гордятся своим отцом и дедом.

*информацию предоставила дочь Петра Павловича — Соболь Галина Петровна, в 2025 году. 

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: