Северодвинск

Северодвинск

ИСТОРИИ

Чупров Василий Митрофанович
Чупров Василий Митрофанович
труженик тыла
Шульгин Василий Федорович
Шульгин Василий Федорович
Гвардии рядовой
Романов Иван Павлович
Романов Иван Павлович
Старший мотрос
Коноплев Александр Иванович
Коноплев Александр Иванович
красноармеец
Вершинин Павел Георгиевич
Вершинин Павел Георгиевич
младьший сержант
Белов Юрий Михайлович
Белов Юрий Михайлович
рядовой (красноармеец)
Рогов Иван Николаевич
Рогов Иван Николаевич
красноармеец
Сакович Антон Тимофеевич
Сакович Антон Тимофеевич
рядовой
Сакович Антон Тимофеевич
Сакович Антон Тимофеевич
Дроздов Егор Ильич
Дроздов Егор Ильич
красноармеец
Кобяков Иван Андреевич
Кобяков Иван Андреевич
рядовой
Васильев Алексей Васильевич
Васильев Алексей Васильевич
рядовой
Чулков Сергей Васильевич
Чулков Сергей Васильевич
Командир строевого отделения
Лыков Степан Егорович
Лыков Степан Егорович
Рядовой
Лупандин Алексей Иванович
Лупандин Алексей Иванович
Старший Сержант
Хоробрый Василий Федорович
Хоробрый Василий Федорович
Рядовой солдат
Бондаренко Пётр Павлович
Бондаренко Пётр Павлович
Токарев Василий Александрович
Токарев Василий Александрович
Гвардии красногвардеец
Полутов Прокопий Михайлович
Полутов Прокопий Михайлович
младший сержант
Майоров Александр Алексеевич
Майоров Александр Алексеевич
Волов Прокопий Петрович
Волов Прокопий Петрович

В ГОДЫ ВОЙНЫ

Историческая справка по истории г. Молотовска в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Великая Отечественная война резко изменила жизнь города. 23 июня 1941 г. была объявлена всеобщая мобилизация.  На фронтах Великой Отечественной воевали люди разных профессий, в том числе и руководители города: В.М. Лебедев, первый секретарь ГК ВКП(б); А.С. Родионов председатель горисполкома, Л.Ф. Николаенко – первый секретарь ГК ВЛКСМ. Свыше 14 тыс. наших земляков ушли на фронт, около 4 тысяч из них полегли на полях сражений. Более 500 жителей города были направлены на строительство оборонительных сооружений Карельского фронта.

В годы войны на территории Молотовска формировались воинские подразделения. В сентябре – декабре 1941 г. в городе был сформирован 296-й запасной лыжный полк, батальоны которого направлялись на Северо-Западный и Карельский фронты.

В сентябре – декабре 1942 г. была сформирована и прошла боевую подготовку 13 отдельная лыжная бригада. В январе 1943 г. бригада в составе Второй Ударной армии Волховского фронта участвовала в прорыве блокады Ленинграда.

Также в годы войны на территории города были сформированы следующие воинские подразделения:  - 169-я курсантская стрелковая бригада

                    - 33-й запасной стрелковый полк

                    - 185-й стрелковый полк

                    - 310-й пушечно-артиллерийский полк

                    - 1234-й пушечно-артиллерийский полк

                    - 583-я рабочая колонна

                    - эвакогоспитали № 1142, 2522, 4870, 4871

Для защиты воздушных рубежей были сформированы части ПВО:

                    - 81-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (ОЗАД)

                    - 34-я отдельная береговая артиллерийская батарея.

К осени 1941 года в подразделениях народного ополчения Молотовска состояло 3460 человек.

            23 июня 1941 г. было принято решение ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О производстве элементов боеприпасов». Крупные предприятия страны получили задания по выпуску продукции военного назначения. Строительство 203 Ягринлага НКВД СССР получило мобилизационное задание по выпуску 50-мм мин. К 1 января 1942 г. их требовалось произвести 20 тыс. штук.

На базе Спецзавода №  3 (позднее Севдормаш), была подготовлена производственная база для выпуска мин, организована доставка стали марки С-45. Вскоре был налажен выпуск чугунных крыльев и стабилизаторов. В 1941-1942 гг. изготавливал осколочные мины калибра 50 и 82 мм.  В начале 1943 года было освоено изготовление осколочно-фугасной мины калибром 120 мм. Работниками завода в годы войны являлись как вольнонаемные, так и заключенные.

Война внесла коррективы в деятельность завода № 402. Приказом директора с 27 июня 1941 г. цеха были переведены на 2-х сменную одиннадцатичасовую работу: первая смена начинала работать в 8 часов, вторая – в 19. Быстро уменьшался состав рабочих коллективов. Производственная программа завода резко изменилась: были исключены из плана работы по строительству эсминцев; удельный вес судостроения во втором полугодии 1941 г. составил всего 11 %.   На судостроительном заводе № 402, был налажен выпуск разнообразной продукции для фронта: тралов, орудийных башен, понтонов для форсирования рек, цистерн для хранения топлива и т.д. Завод переключился на выпуск продукции, совершенно не свойственной его профилю, но крайне необходимой фронту и флоту: снаряды, кружки, лампы - коптилки, печки-буржуйки, автоцистерны, мостовых железнодорожных конструкций. В годы войны завод выпустил свыше 120 тыс. снарядов, 42 тыс. корпусов бомб, около 400 тыс. котелков, 3100 тралов.                                                                                                                                 Директором завода № 402 в 1942 стал молодой инженер из г. Ленинграда С. А. Боголюбов.

В конце 1942 г. было принято решение о восстановлении судостроительных программ на заводе № 402. Из разных проектов были выбраны корабли с наименьшим весом деталей и с наибольшей серией – большие морские охотники (БМО). Всего за годы войны было построено 8 БМО. 28 августа 1942 г. был подписан акт приемки Военно-Морским флотом достроенного на заводе № 402 подводного минного заградителя Л-22. Это первая подводная лодка, сданная на предприятии.

Деятельность завода № 402 в годы войны неразрывно связана с деятельностью Молотовского порта. Первый караван грузовых судов пришел в Архангельский порт 31 августа 1941 года, а причалы Молотовского порта стали принимать суда в ноябре 1941 года. Для более полного использования возможностей Молотовского порта был проведен ряд работ: увеличена причальная линия, реконструированы подъездные пути, механизирована работа в порту, проведены дноуглубительные работы, построена угольная база для буксировки судов, нефтебаза для приема жидкого груза с прибывающих танкеров и для снабжения судов жидким топливом.

По данным Министерства морского флота СССР, через Архангельский порт за годы войны прошло 2 миллиона тонн импортных  и 0,7 миллиона тонн экспортных грузов. Около 1 миллиона тонн из них, преимущественно импортных грузов, пришлось на долю Молотовского порта. В 1941–1945 годах Молотовский порт стал одним из основных портов на Севере страны, обеспечивающим поставки ленд-лиза. Местные портовики обработали около 200 судов, 60 тысяч железнодорожных вагонов, приняли около 1 млн. тонн военных грузов.

Сопровождение и защита транспортных судов осуществлялось кораблями военно-морского флота Великобритании и Советского Союза. Для проводки конвоев в Белом море был сосредоточен и ледокольный флот СССР. На базе завода № 402 осуществлялась работа по перевооружению и ремонту ледоколов. Всего за годы Великой Отечественной войны на базе завода № 402 было отремонтировано и модернизировано 139 судов и кораблей (из них 70 -  иностранных).

С начала Великой Отечественной войны Архангельская область являлась госпитальной базой Карельского фронта. На ее территории был расположен 31 госпиталь на 16 тыс. коек. В Молотовске располагалось 4 эвакогоспиталя (№ 2522, 4870, 4871, 1142) для их размещения были выделены лучшие здания – новые четырехэтажные школы № 1, 7, здания Управления строительства, гостиницы “Маяк”,  роддома.

            В годы Великой Отечественной войны поставки в г.Молотовск продовольственных и промышленных товаров значительно сократились. В целях обеспечения жителей города товарами первой необходимости, особое внимание уделялось работе городских артелей. В августе 1941 г. была создана артель «Искра», в мастерских которой работали более 80 человек;  также товары народного потребления производились Молотовским промкомбинатом, лесокомбинатом, артелью инвалидов.

            Городскими предприятиями местной промышленности в военные годы был освоен выпуск спичек, гуталина, варка мыла, производство канцелярских скрепок, школьных линеек, мягких игрушек, циферблатов часов, бельевого трикотажа, древесной шерсти, лыжных заготовок... Особое внимание уделялось восстановлению и ремонту обуви, производилась обувь на деревянной подошве. Пищевкусовым производством был освоен выпуск кваса, хвойного напитка, карамели, макаронных изделий...

            Беломорская военная флотилия, созданная в 1940 г., в годы войны частично находилась на территории города Молотовска. Когда началась Великая Отечественная война, Северный флот был самым молодым флотом страны, ему не хватало боевых кораблей и морской авиации. Но Северный флот выполнил свою основную задачу – сопровождение союзных конвоев. Более 30 тыс. морских миль прошел в боевых походах эсминец «Гремящий», в экипаже которого было 30 жителей города. 1 марта 1943 г. «Гремящий» первым на Северном флоте получил высокое звание Гвардейский.

За годы Великой Отечественной войны 5 жителей нашего города были удостоены высокого звания Героя Советского Союза: П. В. Коновалов, К. М. Трухинов, Н. Ф. Чесноков, А. Д. Юдин, А. В. Тихомиров. Именами четырех героев названы улицы города.

 

МБУК «Северодвинский городской краеведческий музей».

ПОКАЗАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

УЗНАЙ БОЛЬШЕ
О ДВИЖЕНИИ

ФОТО/ВИДЕО ЛЕТОПИСЬ