НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ

«Здравствуй, дед!». Благодаря упорству внука, семья узнала о судьбе своего солдата

«Здравствуй, дед!». Благодаря упорству внука, семья узнала о судьбе своего солдата

История каждого поиска уникальна. Отрадно видеть, как потомки солдат, используя базу Бессмертного полка и рекомендации Центра поисковой работы, ведут самостоятельный поиск, и часто – успешно.

В феврале 2018 года на страницу Полка «ВКонтакте» поступил запрос Рустама Ахмедьянова, который разыскивал информацию о месте захоронения своего деда. 

Ахмедьянов Миннигалей Нигматович был призван Учалинским райвоенкоматом Башкирской АССР в декабре 1941 года. (Единственное сохранившееся фото с семьей, которое стоит в начале материала, сделано перед уходом на фронт).

Перед написанием запроса Рустам Рашитович внимательно изучил донесение о гибели деда и иные документы в электронной базе ОБД «Мемориал», а также карты боевых действий 112-ой кавалерийской дивизии, что значительно облегчило сотрудникам Центра поисковой работы дальнейший поиск сведений.

Так, согласно копии извещения, выданной Учалинским РВК, старшина Ахмедьянов Миннигалей Нигматович погиб 20 ноября 1942 года, местом первичного захоронения указано: «Ростовская обл., юго-западнее д. Ржановск».

Однако на территории Ростовской области нет населенных пунктов с таким названием.

Рустам Рашитович, исследуя карты перемещения 112-ой кавалерийской дивизии по территории Ростовской области, предположил, что речь может идти о единственном населенном пункте со схожим наименованием – хуторе Аржановский. В настоящее время х. Аржановский входит в состав Советского района Ростовской области. Эту версию и предстояло проверить сотрудникам Центра поисковой работы Бессмертного полка.

Работа по установлению предполагаемого места захоронения была начата с проверки имеющихся сведений о месте службы солдата и боевом пути 112-ой кавалерийской дивизии за период с мая по ноябрь 1942 года.

Поисковикам предстояло ответить на следующие вопросы:

  1. Подтверждено ли документально место службы солдата?
  2. Где находилась дивизия, в которой служил боец, на дату его гибели?
  3. Название какого из населенных пунктов могло быть искажено в имеющихся документах как «Ржановск»?
  4. Производился ли перенос воинских захоронений в месте первичного захоронения солдата?

Наша справка

112-я гвардейская Башкирская кавалерийская ордена Ленина, Краснознаменная, орденов Суворова и Кутузова дивизия. Сформирована в Уфе в декабре 1941 года. Личный состав дивизии был укомплектован за счет призывников из сельских районов Башкирской АССР.

11 апреля 1942 года 112-я Башкирская кавалерийская дивизия начала отправку на ст. Ефремово Московско-Донбасской железной дороги. 

1 мая 1942 года дивизия вошла в состав 8-го кавалерийского корпуса.

С начала июля 1942 года дивизия участвует в оборонительных сражениях Сталинградской битвы на рубеже р. Олым в составе 3-й армии Брянского фронта.

В период с 10 июля по 9 октября 1942 года дивизия ведет бои на территории Курской области на рубеже обороны Косинка-Тербуны-2.

 22 октября 1942 года Ставкой Верховного главнокомандования было принято решение о создании Юго-Западного фронта. 112-я кавалерийская дивизия вошла в состав 8-го кавалерийского корпуса 5-ой танковой армии, который должен был формировать внешний фронт окружения на реке Чир.

К 8 ноября корпус вышел к реке Дон и начал контрнаступление.

С 16 декабря 1942 года 112-я Башкирская кавалерийская дивизия участвовала в Среднедонской наступательной операции Юго-Западного и части сил Воронежского фронтов.

Приказом НКО СССР № 78 от 14 февраля 1943 г. осуществлено преобразование 112-ой кавалерийской дивизии в 16-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию 7-го гвардейского кавалерийского корпуса.

Согласно копии извещения о гибели бойца, оно выдано 294 артиллерийским полком.

Но данный полк входил в состав 170 стрелковой дивизии, сформированной в Молотовской области в 1941 году, что противоречит имеющимся в семье данным о месте службы Миннигалея Нигматовича.

Следовательно, в данном документе, вероятно, допущена ошибка.

Из письменных показаний сослуживцев Ахмедьянова Миннигалея Нигматовича – Габитова Бари Касимовича и Ахметшина Фызыла Ахмедьяновича, размещенных на сайте ОБД «Мемориал», следует, что  Миннигалей Нигматович проходил службу в составе 60-го гвардейского Краснознаменного, ордена Суворова кавалерийского полка 16-й гвардейской кавалерийской дивизии 7-го гвардейского кавалерийского корпуса и являлся замполитом.

Вместе с тем, сведения о месте службы солдата приведены сослуживцами с учетом произошедшего в 1943 году преобразования дивизии.

Изучив состав 16-ой гвардейской кавалерийской дивизии, находим  60-й гвардейский кавалерийский Померанский Краснознаменный ордена Суворова полк, который при формировании в 1941 году именовался «294-й кавалерийский полк».

Таким образом, удалось достоверно установить место службы солдата – 294-й кавалерийский полк 112 кавалерийской дивизии 8-го кавалерийского корпуса 3-й армии Брянского фронта и подтвердить наличие ошибки в извещении военкомата, где в наименовании полка вместо слова «кавалерийский» указано «артиллерийский». При этом сам номер полка совпадает – 294-й.

Итак, ответ на первый вопрос о месте службы бойца в ходе поисковых мероприятий получен.

Оставалось установить точное место дислокации дивизии на момент гибели солдата и название населенного пункта, созвучного «Ржановск».

При изучении электронных баз выявлены два донесения о гибели земляков Миннигалея Нигматовича, призванных из Башкирии и являвшихся, как и он, бойцами 294-го кавалерийского полка – Тухватина Давлетта Фарухтиновича (погиб 20.11.1942) и Рахимова Саитбатала Залялетдиновича (погиб 23.11.1942). Местом захоронения бойцов указаны: «Ростовская обл., д. Ржановский, юго-западная окраина» и «Ростовская обл., д. Ржановский». 

При этом дата гибели Давлетта Фарухтиновича Тухватина совпадает с датой гибели  Ахмедьянова Миннигалея Нигматовича:

И хотя населенного пункта с наименованием «Ржановский» на территории Ростовской области нет, все же прослеживается  простейшая логическая цепочка:

деревня Ржановск = деревня Ржановский = искомый населенный пункт с похожим названием в месте дислокации дивизии в конце ноября 1942 года.

Продолжаем изучать боевой путь 112-ой кавалерийской дивизии.

В социальной сети «Одноклассники» в группе «Ростовский областной клуб «Память-поиск» обнаружена следующая информация:

«24 ноября командующий 5-й танковой армией поставил перед 8-м кавалерийским корпусом задачу – захватить станцию Обливскую и переправу через р. Чир на железной дороге Сталинград-Лихая.

Для выполнения этой задачи части корпуса, выступив из района Озеры, Аржановский, вечером 24 ноября в течение ночи совершили марш 50–60 км и к утру 25 ноября вышли на подступы к Обливской с севера.

Атака дивизии была сорвана непрерывными ударами с воздуха в течение всего дня. Противник, пользуясь слабостью зенитных средств корпуса и полным отсутствием поддержки корпуса истребительной авиацией, вел непрерывные атаки боевых порядков дивизии группами до 50 самолетов.

55-я кавалерийская дивизия еще на дальних подступах к Обливской утром 25 ноября также подверглась атаке авиации противника в количестве 20 самолетов, продолжавшей атаки до наступления темноты и буквально приковавшей дивизию к месту. Только в 2.00 26 ноября, приведя части в порядок, дивизия выступила на Обливскую.

За 25 ноября части этих дивизий от авиации противника потеряли убитыми и ранеными 559 человек и 915 лошадей. Массированная бомбёжка продолжалась и 26 ноября.

8-й кавалерийский корпус понес в ходе боев с 19 ноября по 2 декабря значительные потери. Общие потери корпуса убитыми, ранеными и пропавшими без вести составили 5982 человека. Больше всех пострадала 55-я кавалерийская дивизия, потерявшая 2359 человек».

Вот и ответ сразу на два наших вопроса – «Ржановск» и «Ржановский» – это ни что иное, как хутор «Аржановский», нахождение в котором 112-ой кавалерийской дивизии в ноябре 1942 года подтверждено и уже  не вызывает сомнений.

Итак, остался последний вопрос: производился ли перенос воинских захоронений в месте первичного захоронения солдата?

В соответствии с рекомендациями сотрудников Центра поисковой работы Бессмертного полка, Рустаму Рашитовичу предстояло проверить информацию о возможном переносе братских захоронений из хутора Аржановского в местной администрации и военкомате.

В настоящее время х. Аржановский относится к Чирскому сельскому поселению.

Из администрации сельсовета поступила информация о переносе братской могилы из х. Аржановский в х.Осиновский. Так был получен ответ и на последний вопрос.

Казалось бы, в этой истории можно поставить точку, но было одно незначительное на первый взгляд обстоятельство, которое позволило семье бойца узнать о нем немного больше.

Согласно уже упомянутым показаниям сослуживцев Миннигалея Нигматовича, «после ранения политрука он был назначен политруком эскадрона с августа до ноября 1942 года».

Чтобы исполнять обязанности политрука  Миннигалей Нигматович, без сомнений, должен был быть членом ВКПб, а значит ценнейшие сведения о нем, включая фотографию, можно найти в РГАСПИ. Но данный архив проводит работу по запросам исключительно при наличии номера партийного билета, сведений о котором в имеющихся документах не было.

Эти исходные данные еще предстояло восстановить.

Поскольку сведения о месте и времени вступления Миннигалея Нигматовича в партию отсутствовали, было выдвинуто две рабочие версии: (О том, как работать с поисковыми версиями мы рассказывали на сайте Полка: moypolk.ru/centr-poiskovoy-raboty-bessmertnogo-polka/news/poiskovye-hitrosti-vypusk-7-pervichnoe-mesto-zahoroneniya-chast-2)

  1. О вступлении в партию по месту жительства до войны;
  2. О вступлении в партию на фронте.

Проверка первой версии в местном архиве технически представлялась более простой, чем поиск ЦАМО РФ, поэтому было принято решение начать с нее.

19 ноября 2018 года Рустам Рашитович направил запрос в ГКУ Национальный архив Республики Башкортостан о наличии в архивных фондах документов партийного учета в отношении Ахмедьянова Миннигалея Нигматовича.

И уже 4 декабря 2018 года был получен долгожданный ответ с приложением выявленных документов, в которых содержались необходимые сведения:  «Партстаж с 1938 года, номер партийного билета 1412702».

На основании этих данных Рустам Рашитович направил запрос в РГАСПИ, и 18 мая 2019 года  из архива поступила копия отчетной карточки на партийный билет с фотографией и автобиография Миннигалея Нигматовича.

На основании обнаруженных архивных документов, Рустам Рашитович смог составить полную биографию деда.

«Ахмедьянов Миннигалей Нигаматович, 1901 г.р., место рождения д.Янрусово, Макаровский район(ныне Ишимбаевский), Башкирской АССР (ныне Республика Башкортостан), в семье крестьянина.

С 1918 г. по 1924 г. проходил службу в Красной Армии.

В 1921 г. женился.

В 1927 г. со своей семьей и несколькими семьями из Ишимбайского и Гафурийского района переехали в Учалинский район и там основали деревню Урал (позже создали колхоз «Урал»).

Проживал со своей семьей в д. Урал Учалинского района Башкирской АССР (Респ. Башкортостан). До призыва на фронт работал председателем колхоза «Урал».

Призван в декабре 1941 года Учалинским РВК, в состав формируемой 112-й Башкирской кавалерийской дивизии.

Назначен на должность зам.политрука до августа 1942 г., с августа 1942 г. – политрук. Дома остались жена и семеро детей.

После формирования в апреле 1942 г. 112-я Башкирская кавалерийская дивизия направлена на фронт в составе 8-го кавалерийского корпуса Брянского фронта по Приказу НКО СССР от 11.04.1942 г.

В ноябре 1942 г. 112-ю кав. дивизию перебрасывают на ст.Обливская, Волгоградской области. 112-я кав. дивизия с боями прорывается к ст.Обливская.

Ахмедьянов Минигалей Нигаматович погиб 20.11.1942 г. при отражении атаки немецких захватчиков. Похоронен х.Аржановский Ростовской области (братская могила перенесена на х.Осиновский)».

Так, благодаря упорству, проявленному внуком, память о дедушке на долгие годы сохранится в семье Ахмедьяновых.

Надеемся, что и потомки других солдат, проявив терпение и настойчивость в архивном поиске, смогут взять в руки их фото со словами: «Здравствуй, дед!».

Дед и внук. Похожи?

Елена Метелина

 

 

 

НОВОСТИ ДВИЖЕНИЯ