Осташков

Осташков

В ГОДЫ ВОЙНЫ

Осташков в годы Великой Отечественной войны сыграл большую роль в обороне Москвы.

На берегах Селигера осенью 1941 г. были остановлены немецкие войска. Фашисты стояли по всему западному берегу. Наши – в деревнях через озеро. Теплоходная линия Осташков – Полново была линией фронта.

Осташков - линия фронта по состоянию на 30.12.41.

С начала Великой Отечественной войны флот пристани «Осташков» перевозил эвакуированные из Ленинградской и Калининской областей оборудование и материалы, грузы на строительство оборонительных сооружений района и бойцов Красной Армии и строительных батальонов, эвакуированное население и раненых.

По приказу военного командования и местных властей в начале сентября 1941 г. основное оборудование, материалы и инвентарь были эвакуированы из Осташкова в Белый Городок. Был оставлен только флот, продолжавший работу по эвакуации района и часть станков и материалов для аварийных работ на случай повреждения флота от бомбежек и обстрела вражеской авиации.

7 октября 1941 г. по приказу начальника военных сообщений полковника Белова весь флот и остатки оборудования мастерских были эвакуированы из Осташкова по направлению к г. Калинину. Но, в связи с обострением положения на Ржевском направлении, в целях сохранения флота, решением руководства пристани весь флот был возвращен от Селижарова обратно в оз. Селигер и заведен в р. Крапивню. После получения известия об оккупации пос. Селижарово немцами, флот был рассредоточен по реке и тщательно замаскирован деревьями и кустарником. Ответственные детали машин были сняты, упакованы в отдельные ящики и приготовлены к уничтожению. Вместе с тем, были проведены мероприятия по подготовке к уничтожению всего флота в случае угрозы со стороны противника.

После того, как на подступах к городу враг был остановлен и разгромлен, работники пристани немедленно приступили к восстановлению и ремонту флота и пристанского хозяйства. Не было инструментов, материалов, станков, элементарных приспособлений, помещений для ремонта - под помещение для мастерских использовали баркас «Лоцман», мелкие кузнечные и медницкие работы производились на открытом воздухе. Не было рабочих-ремонтников – капитаны и шкипера использовались на ремонте несамоходного флота, старший диспечер и завхоз на плотнических работах, а техник-плановик и кассир как подсобная сила. Одновременно изыскивались из оставшегося неэвакуированного населения кадры плавсостава, необходимые для выхода судов в плавание и производства работ по спасению каравана от ледохода.
В апреле р. Крапивня вскрылась ото льда. Суда по своей ширине составляли половину ширины реки, а местами ширина судна составляла 0,75 ширины реки. Флоту грозила опасность быть срезанным льдом и выброшенным из русла реки в болото или на поле. Кроме того, глубоко сидящие суда - теплоходы «Каховский», «Совет» и четыре баржи, груженные эвакуированным имуществом, примерзли ко дну реки. Получилась искусственная плотина, перегородившая выход реки. Льдины нагромождались друг на друга, ежеминутно грозя всему флоту гибелью. Оставшийся проход не мог обеспечить выхода льда, и при вскрытии река вышла из берегов. Один за другим суда срывало с якорей, рвало причалы, вырывало кнехты, но благодаря самоотверженной работе коллектива зимовщиков, в течение 8 суток боровшегося с ледяной стихией, флот - теплоходы «Совет», «Каховский», «Островский», «Луначарский», «М. Горький», «Кропоткин», «Прогресс» и 11 несамоходных барж грузоподъемностью от 50 до 100 тонн, был спасен и без повреждений стоял в реке до вскрытия озера ото льда.

К открытию навигации 1942 г. пристанское хозяйство в основных пунктах – Осташкове, Свапуще и Березовце было подготовлено к эксплуатации. Так как имеющиеся у этих пристаней причалы не могли обеспечить одновременного приема четырех – пяти барж и возросшего грузопотока, и из-за того, что близость фронта не позволяла судам и грузам находится в одном месте, было построено дополнительно у пристани «Свапуще» 9 причалов, у пристани «Березовец» – 9 причалов, у пристани «Котчище» – 7 причалов и в г. Осташкове – 5 причалов. Кроме того, были использованы под выгрузку раненых причал сада Госкожзавода и гавань Госкожзавода, к которой был подведен железнодорожный путь. Под склады были использованы цеха кожзавода. Под погрузку спецгрузов была использована пристань сантехинститута. Причалы специализировались по родам грузов и для приема и отправки пассажиров и раненых бойцов.

В навигацию 1942 г. были освоены новые, ранее считавшиеся несудоходными пути по озерам Хрестное, Серемо, Глубокое. В 1942 г. они являлись основными путями для перевозки воинских грузов с железнодорожной станции Черный Дор до пристани «Березовец».

Озеро Селигер в навигацию 1942 г. имело огромное стратегическое значение как единственный транспортный путь доставки грузов фронту. Так как северная часть оз. Селигер с пристанями Полново, Нов. Скребель и Сосницы с сентября 1941 г. по сентябрь 1942 г. были оккупированы немцами, и вся северная часть Полоновского плеса находилась под обстрелом вражеской артиллерии, все перевозки грузов, а в обратном направлении вывоз раненых бойцов, производились исключительно водным путем по линиям Осташков – Свапуще, Осташков – Березовец и Котчище – Березовец. Работа пристани и флота шла под частыми налетами вражеской авиации, что требовало особого мужества и героизма при выполнении заданий.

7 июня 1942 г. теплоход «Совет», под командованием капитана Д.А. Плешанова, следовавший рейсом Осташков – Свапуще с грузом и пассажирами был обстрелян с вражеских самолетов. Судно было выведено из-под обстрела и укрыто среди островов.

15 июля 1942 г. пароход «Луначарский», следовавший рейсом Котчище – Березовец с двумя груженными бензином и горючей противотанковой смесью баржами подвергся нападению двух вражеских самолетов. В результате обстрела на пароходе погибло 2 и было ранено 12 чел. Капитан Хоробрых, будучи смертельно ранен, вывел караван из-под обстрела и передал командование лишь тогда, когда уже не мог двигаться. Первый помощник капитана Г. Самоделов, приняв командование судном, с ранеными кочегаром Абабковым и матросом Бродниковым заделали пробоины в корпусе, временно исправили повреждения паропровода, доставили ценный груз по назначению, забрали порожняк и только по прибытии в Осташков встали на ремонт.

15 июля 1942 г. пароход «М. Горький», следовавший рейсом Свапуще – Осташков с четырьмя баржами, груженными эвакуированным населением, подвергся нападению двух немецких самолетов. В результате обстрела было убито 3 и ранено 15 чел. Смертельно раненый капитан И.М. Марков, с отрванной кистью руки, продолжал управлять пароходом и лишь после второго налета, будучи ранен осколками снаряда в спину, передал командование своему первому помощнику Семенову, который доставил караван по назначению.

28 июля 1942 г. теплоход «Совет», следовавший рейсом Свапуще – Осташков и имея на борту 200 тяжело раненых бойцов, подвергся нападению двух бомбардировщиков. Было сброшено несколько бомб, разорвавшихся по обоим бортам теплохода на расстоянии 40-50 м. Капитан теплохода, Д.А. Плешанов, умелым маневром без повреждений вывел судно под укрытие лесистого берега. Раненые бойцы были благополучно доставлены в тыл.

7 августа 1942 г. на пароход «М. Горький», следовавший рейсом Осташков – Свапуще с груженым караваном, было совершено нападение. Огнем с вражеских самолетов были тяжело ранены первый помощник капитана Фокин, кочегар Клеткин, матрос Бойков, убиты 4 человека из команды зенитчиков, отражавших воздушный налет. Пароход потерял управление и выскочил на берег. После снятия парохода с мели, грузы были доставлены по назначению.

7 августа пароход «Кропоткин», следовавший рейсом Свапуще – Осташков с груженой баржей, подвергся обстрелу с вражеских самолетов. Судно укрылось у островов. Грузы и пассажиры не пострадали.

7 августа 1942 г. у пристани Свапуще грузовые причалы и караван судов, поданных пароходом «Островский» к причалам, подверглись обстрелу с вражеских самолетов. Осколками разорвавшегося в рубке парохода снаряда был ранен капитан Н.М. Лебедев, на баржах были ранены два бойца, сопровождавшие груз. Суда серьезных повреждений не имели, грузы не пострадали.

В ночь с 29 на 30 сентября, с 30 сентября на 1 октября и с 1 на 2 октября 1942 г. город, грузовые причалы пристани и железнодорожная станция подвергались массовому налету вражеской авиации, бомбежки продолжались непрерывно в течение 1,5 – 2 часов. Кроме фугасных бомб на город и грузовые причалы было сброшено несколько сот зажигательных бомб, вызвавших пожары.

Днем 2, 3 и 6 октября 1942 г. были совершены массовые налеты (от 35 до 50) бомбардировщиков причалы и пароходы, стоявшие у пристани «Осташков» под погрузкой. Повреждения были незначительны, жертв не было.

10 октября 1942 г. пароход «М. Горький» следовавший рейсом Осташков – Рогожа, подвергся бомбардировке у д. Нижние Рудины. Умелым маневром капитаном Семеновым и директором судоремонтных мастерских Мауриным, сопровождавшим судно, пароход был выведен из-под обстрела и укрыт у лесистого берега.

14 октября 1942 г. грузовые причалы пристани «Свапуще» и теплоходы «Совет» и «Каховский», стоявшие под погрузкой раненых бойцов, подверглись бомбежке с тяжелых бомбардировщиков. Бомбы рвались в стороне от причала, серьезных повреждений и жертв не было.

Всего за навигацию 1942 г. было перевезено паротеплоходами пристани «Осташков» 66.668 т грузов и 75.450 пассажиров, не считая раненых бойцов.

За стойкость, мужество и отвагу при выполнении заданий военного командования капитаны А.С. Хоробрых, А.М. Марков и Семенов были награждены орденами «Красной Звезды», А.И. Некрасов, А.П. Иванов, капитан Г.С. Самоделов – медалями «За боевые заслуги». Г.В. Васильев, Д.А. Плешанов, Н.Ф. Тихомиров были отмечены благодарностями от начальника управления полевого эвакуационного пункта № 2208.232

Промышленность.

В сентябре 1941 г. ушел в Семипалатинск последний эшелон с оборудованием и рабочими Осташковского кожзавода. Продолжала работать только кожзаводская ТЭЦ, которая обеспечивала электроэнергией расположенные в городе госпитали (в городе в годы Великой Отечественной войны дислоцировалось 63 госпиталя) и оставшиеся неэвакуированными организациии, в том числе хлебопекарню и мельницу. Для того, чтобы в случае захвата города фашистами ТЭЦ не попала в руки врага, турбогенератор и паровой котел были заминированы, и работникам ТЭЦ – А.А. Жукову, И.Е. Шалину, М.А. Семенову, А.А. Воробьеву, С.И. Хрисанфову, кочегарам Спиридонову, Тузову, Устиновой, Андреевой, Семеновой дежурным главного щита П.Ф. Красильникову, А.А. Мосягину и другим приходилось работать под постоянными бомбежками рядом с заминированными машинами. Во время одного из налетов авиабомба попала в машинное отделение, был ранен дежурный главного щита П.Ф. Красильников и обожжен машинист А.А. Воробьев.

Серьезные затруднения были с подвозкой топлива для электростанции. На территории завода запасов не было, с торфоразработок торф не всегда вовремя доставляли - железнодорожная колея разобрана, снег заметал все дороги, и машины, которые посылались от воинских частей в нем просто вязли. Но электростанция надолго не останавливалась. Работники ТЭЦ разбирали деревянные здания на территории завода, растапливали котел и вновь давали электроэнергию.

В помещениях заводского клуба, театра, главной конторы, опытного завода, во 2-м этаже хромового цеха находились госпиталя. Остальная территория завода представляла собой огромный военный склад. Все, начиная от фуража и заканчивая боеприпасами, шло на фронт через территорию завода. Здесь они грузились на баржи и переправлялись до Свапуща, а там по узкоколейке дальше на фронт.

Вскоре после освобождения Осташковского р-на от фашистов, 17 июля 1942 г. Народным комиссариатом легкой промышленности было разрешено открыть на базе оставшихся в г. Осташкове помещений, оборудования, электростанции, торфопредприятия и подсобного хозяйства филиал кожзавода под наименованием «Филиал Осташковского кожзавода» в г. Осташкове.

Получив разрешение Наркомата легкой промышленности на пуск завода, оставшиеся в Осташкове работники В.П. Рябушкин, К.С. Глазачев, С. Кириллов, Г. Дружинин, И.И. Кошелев, М. Демидова, Н.Д. Трубицын и другие начали его восстановление. По существу, кроме некоторых зданий и чанов для замочки кож ничего не осталось. Были повреждены корпуса краснодубного и хромового цехов, здание конторы, склады, подсобные помещения, сооружения торфопредприятия. Сумма ущерба составила 1.587.384 руб. Таким образом, речь шла скорее не о восстановлении завода, а о создании его заново.

Начали с того, что приводили в порядок сохранившиеся помещения. Старейшие рабочие завода – Н.А. Петров и А.А. Фокин создали первую восстановительную бригаду, состоявшую в основном из подростков. Уже в 1942 г. кожевенный завод сумел выпустить около 1.500 крупных кож юфти для нужд Красной армии. Возвращавшиеся из эвакуации и с фронта рабочие приступали к восстановлению торфопредприятия, что позволило улучшить ситуацию с топливом. Началось стоительство новой, более мощной ТЭЦ. В цехах устанавливается новое оборудование. С.Г. Пимешков с подручным Е. Суворовым создали электросварочный цех, через который прошли десятки строгальных, пушильных, двоильных машин, пароперегревателей котлов ТЭЦ и много другого оборудования, нуждающегося в ремонте. В конце 1942 - начале 1943 гг. на территории завода были расположены авторемонтные мастерские.

Осташковский рыбозавод после эвакуации вновь был организован 23 января 1942 г. Орудия лова и сетные принадлежности, разрушенные и поврежденные на территории занятой фашистами, а также приведенные в негодность в результате эксплуатации советскими воинскими частями, были частично восстановлены при помощи треста Министерства рыбного хозяйства РСФСР. Единственным видом транспорта, которым располагал Рыбозавод был катер. Ни автотранспорта, ни гужтранспорта не было. Несмотря на это план рыбодобычи 1942 г. был выполнен на 100,2% (4.010 ц.) из них по гослову – 1.083,5 ц., за счет скупки у рыбоколхозов – 2.927,2 ц. Прибыль от реализации рыбной продукции составила 3.762,76 руб., сетевязания – 280.000 руб. Калининскому тресту столовых в 1942 г. было продано 119 ц. рыбы, Рыбснабу – 128 ц., Калининскому фронту – 320 ц., Северо – Западному фронту – 165 ц., Кувшиновскому МРТ – 15 ц., Трансторгпиту – 47 ц., Оборонстрою – 1.339 ц., Военторгу – 130 ц., Горкалининторгу – 116 ц., предприятиям водного транспорта – 9,3 ц., по договорам реализовано 245 ц. На месте осело 1.033 ц. Чистая прибыль за 1942 г. составила 117.533,09 руб., кроме того за счет прибыли были покрыты убытки 1941 г., вызванные эвакуацией рыбозавода в Весьегонский р-н в сумме 133.741,93 руб.

Постепенно налаживалось производство предметов первой необходимости. В 1942 г. на Осташковском Райпромкомбинате была организована выработка кофе из зерна, сушка и квашение капустного и свекольного листа, выработка толокна, веревочное, мебельное, сапожное, солярно-бондарное, кузнечно-слесарное, швейное, сетевязальное производство, ремонт часов, фотомастерская.

Восстанавливалась деятельность Многопромсоюза. В 1942 г. при сапожной артели «Красный кустарь» были организованы швейный цех, в котором шились полушубки для воинских частей из овчин, вырабатывавшихся артелью «Красный кожевник»,  мастерские по пошиву новой обуви, ремонту обуви, изготовлению кожгалантереи, а также парикмахерская и фотомастерская. При артели «Красный утильщик» начали работу металлическая мастерская, изготавливавшая жестяные изделия и домашнюю утварь; текстильно-ткацкая, производившая хозяйственные веревки и веревочные чуни; химическая, вырабатывашая колесную мазь; утилизационная, занимавшаяся заготовкой утильсырья. При артели «Красный кожевник» работали кожевенная мастерская, производившая мостовье, юфть, сыромять, шубные овчины; сапоговаляльная мастерская и химическая мастерская, при которой была салотопка и вырабатывалось хозяйственное мыло.

К 1 января 1943 г. в районе уже работали следующие предприятия государственной промышленности – хлебозавод, кожзавод, рыбозавод, Леспромхоз, Лесхоз, типография, Лес - заглепром, судоремонтное предприятие; местной промышленности – Пищекомбинат, Промкомбинат, Райтоп; промыслово-кооперативной промышленности – артели «Красная Волна», «Красный кожевник», «Красный утильщик», «Красный Восход», «Транструд», «Красная Звезда», «Красный Кустарь».

Сельское хозяйство.

Во время оккупации района мелкая колхозная промышленность практически прекратила свою работу. Скотобойные площадки, маслозаводы, мельницы, кузницы и маслобойни, находившиеся в сельской местности при приближении немецких войск и эвакуации района в 1941 г. были ликвидированы с уничтожением построек. Часть предприятий мелкой промышленности было уничтожено или повреждено во время оккупации.

Вскоре после освобождения района в 1942 г. в районе начали работать электростанция, 34 мельницы, 36 кузниц, цех деревообработки Осташковского лесхоза, кирпичный завод, 2 мастерские транспортного инвентаря 3 маслобойки, 2 хлебопекарни, 2 шерсточесалки, дегтярный завод, пункт по производству сливок.

За счет притока беженцев резко увеличилось сельское население. Если на 1 января 1941 г. в 197 сельскохозяйственных артелях и колхозах числилось 12.111 чел.,  то на 1 мая 1942 г. в г. Осташкове насчитывалось 12.210 чел., в районе – 26.928 чел., в том числе в колхозах – 25.341 чел.

В 1942 г. в колхозах района было посеяно 8.726,47 га зерновых и бобовых, валовый урожай составил 40.374,79 ц., т.е. 5,1 ц. с гектара; техническими культурами было занято 2.562, 57 га, в том числе: картофель был высажен на 361 га, урожай составил 9.903,97ц., т.е. 28,05 ц. с га, овощи – на 93,06 га, получено 2.583 ,29 ц., т.е. 28,3 ц. с га. Кроме того, была скошена трава на 12.301 га, получено 108.387,94 ц. сена, т.е. 8,8 ц. с га.

Весь скот из района был эвакуирован, однако благодаря самоотверженному труду колхозников к началу 1943 г. уже можно было говорить о начале восстановления поголовья колхозного скота.

В районе начали работать 120 ферм крупного рогатого скота, 71 свиноводческая, 105 овцеводческих и 70 птицеферм.

При этом надо учитывать, что колхозники работали фактически бесплатно. На 1 трудодень, включая выдачу по дополнительной оплате труда приходилось деньгами – 22 коп., зерном – 0,700 кг., картофелем – 0,030 кг, овощами – 0,070 кг, сеном – 0,038 кг, соломой, мякиной и половой – 690 кг, мясом – 0 кг, молоком – 0 кг, медом – 0,030 гр.

Торговля.

На 1 января 1943 г. в г. Осташкове действовали: принадлежавшие Осташковторгу овощехранилище, склад промышленных и продовольственных товаров, 11 магазинов, 3 ларька, 1 скупочный магазин и принадлежавшие Осташковскому общепиту 5 столовых и 5 буфетов. Из них 3 продовольственных, 1 хозяйственный, 1 смешанный магазин, 1 хозяйственный и 3 продуктовых ларька, скупочный пункт, ларек по продаже кваса, 3 столовых были открыты Осташковторгом в течение 1942 г. Кроме того, в течение 1942 г. было обработано 11 га земли подсобного хозяйства общепита и на свинооткормочном пункте общепита выращено 30 гол. скота. Товарооборот Осташковторга за 1942 г. составил 3.721.900 руб. (93 % к плану), общепита – 805.600 руб. (200 % к плану). Невыполнение плана товарооборота Осташковторгом произошло из-за перебоев в поставках товаров местной промышленности в связи с боевыми действиями, происходившими на территории Осташковского р-на и недостатка рабочей силы.

Здравоохранение.

Большой ущерб был нанесен лечебным учреждениям г. Осташкова и Осташковского района. В результате бомбардировок в сентябре - октябре 1941 г. и в сентябре – октябре 1942 г. были разрушены и повреждены в городе Осташкове: главный корпус городской больницы, роддом, хирургическое, терапевтическое, и инфекционное отделения, рентгенкабинет, санпропускник, было разрушено здание городской амбулатории. В сельской местности были разрушены амбулатория и фельдшерско-акушерский пункт в д. Жданово Ждановского сельсовета; амбулатория и колхозный роддом в д. Задубье Задубского сельсовета; при отступлении сожжена Северная сельская участковая больница, роддом, аптека и амбулатория в д. Свапуще Урицкого сельсовета; при воздушном налете разрушена Чернодорская амбулатория.

(По материалам книги И. В. Беловой "Осташковский район Тверской области")

ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ