Первоуральск

Первоуральск

В ГОДЫ ВОЙНЫ

        В 1941-1942 годах в Первоуральск и его пригороды было эвакуировано более двух десятков предприятий различного профиля: от авиационных конструкторских бюро и ноучно-исследовательских институтов до целых заводов, трубопрокатных станов и предприятий легкой промышленности. На Новотрубный и Старотрубный прибыло оборудование с Днепропетровского и Никопольского заводов. На станцию Подволошная пришел эшелон со станками и оснасткой Енакиевского литейно-механического завода (сегодня завод сантехизделий). Динасовый завод принял под крышу коллективы с Боровичкого, Красногоровского и Пантелеймоновского заводов. На территорию Гологорского рудника вселился Криворожский агрегатный завод «Металлист» (сегодня ПЗГО). Из Москвы и Киева было доставлено оборудование на Хромпик. В Билимбае разместились конструкторские бюро и производственные цеха двух авиационных предприятий (завод № 293 В.Ф. Болховитинова и завод № 290 Н.И. Камова – М.Л. Миля), московский агрегатный завод и завод резинотехнических изделий. Новоуткинский механический завод принял цех сварочных машин ленинградского предприятия «Электрик» (сегодня завод «Искра»)…

          Самым «фантастическим» предприятием из всех был, наверное,  завод № 293 обосновавшийся в Билимбае. Возглавлял это предприятие авиаконструктор В.Ф. Болховитинов. В истории нашей авиации профессор Болховитинов не пользовался славой  всемирно известных генеральных конструкторов, гораздо больше Виктор Федорович известен как генератор талантов. Билимбаевскую «школу» Болховитинова прошли тогда многие авиационные и космические конструктоы с мировым именем. Это создатель крылатых ракет Александр Березняк, разработчик жидкостных реактивных двигателей для ракет подводных лодок и космических аппаратов Алексей Исаев, первый разработчик турбореактивных двигателей Архип Люлька, заместители главного конструктора Сергея Павловича Королева – Михаил Мельников и Борис Черток. Сам же Виктор Федорович до конца своих дней будет считать «билимбаевский период» главным этапом жизни – временем начала эры отечественной реактивной авиации.

 

https://www.youtube.com/watch?v=dU2jHK2uzvE

               Многие эвакуированные приезжали с семьями. «В Первоуральске нас расселили по квартирам, - вспоминает Иван Иванович Баев. – Тут действовал закон товарищества: имеешь две комнаты – одну отдай. Независимо от количества семьи. Часть эвакуированных устроилась в близлежащих селах: Нижнем, Слабоде, Каменке, Ново-Алексеевке».

              За первые два года войны население Первоуральска заметно увеличилось. А это имело противоречивые последствия. С одной стороны, повысился удельный вес инженерно-технических работников, квалифицированных рабочих и школьных учителей, что положительным образом отразилось на экономическом и культурном развитии района. С другой стороны, при острой нехватке жилья это приводило к скученности, антисанитарии, способствовало возникновению бытовых конфликтов и социальных неурядец. Поэтому городские власти изыскивали любую возможность, чтобы расселить эвакуированных. «После двенадцатичасовой работы на разгрузке оборудования и монтаже люди шли достраивать пятый квартал в Соцгороде, заложенный перед войной», - рассказывал И.И. Баев. Чтобы судить о грандиозном размахе строительных работ в те годы приведем несколько цифр из статьи В.А. Дроткевича. «Если из вынутого грунта сделать земляной вал метр шириной и 5 метров высотой, то он протянется на 100 километров.

             Из уложенного кирпича можно было сделать стену метр высоты, которая бы опоясала площадь в 32 квадратных километра или протянулась на 128 километров в длину. Уложено 15000 кубов бетона, оштукатурено 450000 квадратных метров стен. Покрыто 250000 метров крыш. Изготовлено и смонтировано 15 эшелонов стальных конструкций».

            За четыре года войны коллектив треста «Трубстрой» четырнадцать раз завоевал II и III места во всесоюзном соревновании, десять раз у строителей было знамя ВЦСПС и НКЧМ, в 1942 году трест три месяца подряд держал в своих руках знамя Государственного Комитета Обороны. И, наконец, высшей наградой строителям стал орден Ленина (13 апреля 1943 года). За годы войны орденоносными стали и другие предприятия Первоуральска. Двумя высокими наградами – орденом Ленина (23 января 1942 года) и орденом Трудового Красного Знамени (31 марта 1945 года) были отмечены заслуги новотрубников. Орденом Трудового Красного Знамени (31 марта 1945 года) был награжден Динасовый завод.

 

Благодарим за предоставленные материалы Управление образования ГО Первоуральск (В.А. Нестеркину) и Евразийский Фонд национального наследия "Строганофф" (С.П. Могилу)

 

Военая приемка на НТЗ. (Архив музея ОАО "ПНТЗ")

 

Динасовый завод. Занятия по военному делу. (Архив музея АО "Динур")

ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ