
Владимир
Степанович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
К декабрю 1939г. курсант военного авиационного училища летнабов и штурманов (вероятно, Харьковского).
23 января 1940г. принял военную присягу.
28 ноября 1940г., по окончанию училища, присвоено звание младший лейтенант. Назначен младшим летнабом (летчиком-наблюдателем) 94 скоростного бомбардировочного авиаполка Киевского особого военного округа.
22 июня 1941г. в 18-40 первая девятка самолетов СБ полка бомбардировала войска противника северо-восточнее Грубешув, вторая девятка- в районе Устилуг.
В начале июня 1942г. полк, личный состав которого переучился на самолеты Пе-2, дислоцировался на аэродроме Лантротовка. Вошел в состав формировавшейся 270 бомбардировочной авиадивизии.
Боевую работу вел на Волчанском и Купянском направлениях.
14 июня при выполнении задания, огнем противника была перебита гидросистема самолета №15/71 экипажа: капитан Бондарев Николай Андреевич, штурман лейтенант Оридорога Владимир Степанович, стрелок-радист сержант Заяц Николай Васильевич. Летчик совершил вынужденную посадку на фюзеляж. Экипаж невредим.
Владимир Степанович совершил 75 боевых вылетов на самолетах СБ и Пе-2.
В июне 1942г. Владимир Степанович получил общую контузию.
На Донском фронте, при обороне Сталинграда, совершил 8 боевых вылетов.
К апрелю 1943г. стрелок-бомбардир 35 гвардейского бомбардировочного авиаполка.
К 10 мая совершил 3 боевых вылета на Северо-Кавказском фронте.
Летал в экипаже самолета Пе-2: летчик гвардии лейтенант Дрозд Федор Васильевич, воздушный стрелок-радист гвардии старший сержант Мошников Иван Андреевич.
Приказом от 05 июня 1943г. гвардии лейтенант Оридорога был награжден орденом Красного Знамени.
Был назначен штурманом звена.
09 июля полк перебазировался на Западный фронт на оперативный аэродром Макарово (в 30км. бго-восточнее Калуги).
17 июля- первый боевой вылет на Западном фронте. 8 самолетов полка бомбардировали станцию Нарышкино.
13 августа в 09-08 экипаж в составе пяти девяток дивизионной группы вылетел на бомбардировку войск противника в районе Новый Сад (рославльское направлении). На подходе к цели группа была обстреляна зенитным огнем. Осколком зенитного снаряда был смертельно ранен летчик Дрозд. Была разбита приборная доска, самолет накренился вправо и стал терять высоты. Штурман Оридорога принял управление самолетом, вышел на боевой курс и сбросил бомбы на цель. Необходимо было развернуться и возвращаться на свой аэродром, но ноги погибшего командира экипажа твердо стояли на педалях управления рулями поворота. Владимир Степанович креном развернул самолет и лег на обратный курс. Отставший от общей группы самолет пыталась атаковать пара «мессеров», но они были отогнаны истребителями сопровождения. Пройдя 85 км. самолет попал в облачность. Приборы были разбиты, ориентироваться было не на что. Владимир Степанович вывел самолет из облачности. Самолет начал терять высоту, перестал слушаться управления. Штурман дал команду стрелку-радисту- покинуть самолет. Сам пытался вытянуть из кабины погибшего командира. Но не смог этого сделать, после чего, выбросился с парашютом. Приземлившись недалеко от горящего самолета, бросился к нему и вытащил тело летчика Дрозда.
Приказом от 22 августа 1943г. по 2 бомбардировочному авиакорпусу (персональным) гвардии лейтенант Оридорога был награжден орденом Отечественной войны I степени.
К июню 1944г. Владимир Степанович штурман звена 127 гвардейского бомбардировочного авиаполка.
Участвовал в Оршанско-Витебской операции, в освобождении Прибалтики.
В январе 1945г. по состоянию здоровья (последствия контузии) был отстранен от летной работы.
Совершил 111 успешных боевых вылетов.
Приказом от 30 мая 1945г. гвардии старший лейтенант Оридорога был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Награжден медалями «За оборону Кавказа», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Гвардии майор Оридорога был уволен в запас 14 декабря 1966г.