
Петр
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Сутурин Пётр Михайлович родился 11 июня 1922 года в селе Горный Зерентуй Нерченско-Заводского района Читинской области. Затем семья переехала жить в село Ивановка, где Сутурин Пётр Михайлович закончил семилетнюю школу. Затем поступил на работу в колхоз, работал конюхом, но мечтал стать трактористом.
В 1940 году был призван в армию и отправлен на учёбу в лётную школу, которая находилась под Иркутском в г. Тулун.
В 1943 году после окончания лётной школы очень просился на фронт, но был направлен на Дальний Восток для работы в тылу. Через всю жизнь он пронёс в душе боль и обиду за то, что его не отпустили на фронт бить фашистских захватчиков. Летом в Приморье и Приамурье на ПО-2 возил на рудники продукты, оборудование, почту, другие грузы, а обратно ящики под пломбами с драгоценным металлом, очень нужным для производства брони для фронта. Полёты часто проходили в тяжёлых метеоусловиях, но П.М. Сутурин в борьбе с ними всегда выходил победителем.
Во время войны с Японией Пётр Михайлович выполнял задания командования, возил боеприпасы, горючее, другие важные грузы на передовую, а обратными рейсами вывозил тяжелораненых. Так, однажды он спас раненого командира, когда в очень плохую погоду ему пришлось совершить вынужденную посадку на вражескую территорию. Увидев бегущих к самолёту и стреляющих японцев, Петру Михайловичу удалось вовремя взлететь и спасти командира и самолёт.
За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны и за участие в войне с милитаристской Японией Пётр Михайлович Сутурин награждён орденом Красной Звезды (5 ноября 1946 года) и двумя медалями: «За победу над Японией» (29 апреля 1946 года) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (12 июня 1946г).
После войны Сутурин П.М. работал в гражданской авиации, пролетал в небе Дальнего Востока и всей страны 34 года, открывал вместе с другими лётчиками новые трассы, возил пассажиров и грузы, постоянно учился и совершенствовал лётное мастерство, осваивал новую технику: от ПО-2, П-5, ЛИ-2 до Ту-104, Ил-18, Ту‑114.
П.М. Сутурин был пилотом-инструктором, учил летать других, уважая достоинства каждого молодого пилота. Только на самолёте Ил-18 его экипаж обучил более 50 человек лётно-подъёмного состава. П.М. Сутурин участвовал в общественной работе, был активным членом бюро городского комитета партии города Хабаровска. За особые заслуги в освоении современной авиационной техники и многолетнюю безаварийную лётную работу, а также за успешное выполнение заданий по перевозке пассажиров и грузов Пётр Михайлович Сутурин 4 ноября 1966 года (указ от 15 августа 1966г.) был награждён орденом Ленина, а 18 августа 1967 года (указ от 8 июля 1967г.) ему было присвоено почётное звание «Заслуженный пилот СССР».
Пётр Михайлович был женат с 1943г. на Сутуриной (Гнеденко) Марии Карповне - труженице тыла. Вместе они воспитали четырёх дочерей.
После списания с лётной работы по здоровью П.М. Сутурин трудился на земле, занимал различные должности в Управлении Гражданской авиации Дальнего Востока. Некоторое время работал в учебно-тренировочном отряде инструктором.
В 1974 году был направлен на Камчатку, работал начальником аэропорта пос. Оссора. Неоднократно поощрялся за хорошую работу. Имел знак «За безаварийный налёт 20000 часов», юбилейные медали, знак «Отличник аэрофлота». Об отношении П.М. Сутурина к любимой работе и к людям была напечатана заметка под названием «Высота» в газете «Тихоокеанский авиаработник» от 22 апреля 1971 года. О его труде во время войны и в мирное время также было упомянуто в книге «Крылья Дальнего Востока» - В.Ф. Даниленко (Хабаровское книжное издательство 1979г.) и в книге серии «Адрес подвига - Дальний Восток» - «На краю неба» (Хабаровское книжное издательство 1976г).
В 1977 году 10 сентября, находясь в отпуске, скоропостижно скончался от инсульта в возрасте 55 лет. Похоронен в Хабаровске.