Токарь Майор Моисеевич
Токарь
Майор
Моисеевич
капитан
16.10.1910 - 27.06.1943

История солдата

Окончил семилетку, в 1932г.- 2 курса машиностроительного техникума в г.Одесса.

С августа 1933г. курсант 9-ю военной авиационной школы летчиков и летчиков наблюдателей (ст.Рогань) по курсу пилотов.

По окончании училища, в декабре 1934г. направлен пилотом в 10-ю армейскую разведывательную авиаэскадрилью Хаоьковского военного округа. С января 1935г. пилот 14-й корпусного авиаотряда. С июля 1937г.- младший летчик авиаотряда. 21 июля 1937г. присвоено звание лейтенант.

С апреля 1938г.- младший летчик 6-й авиаэскадрильи 9-го легкобомбардировочного авиаполка.

23 февраля 1939г. принял военную присягу.

С апреля 1939г. в 3-м отдельном корректировочном авиаотряде.

С 29 мая 1940г. командир звена 132 скоростного бомбардировочного авиаполка.

С 23 декабря- командир звена 210 ближне-бомбардировочного авиаполка Одесского военного округа (командир полка Кожемякин Александр Владимирович).

30 июля 1941г. полк приступил к боевой работе на Южном фронте.

01 августа в составе группы из 5 самолетов Су-2 с высоты 2100м произвел бомбометание по автомашин и живой силе противника.

14 августа самолеты полка совершили несколько боевых вылетов, поддерживая выход из окружения частей 55 стрелкового корпуса. Экипажи получили благодарность командующего ВВС 18 армии.

За первые 18 дней боев лейтенант Токарь совершил 24 боевых вылета.

16 августа представлен к ордену Красного Знамени, награжден согласно приказа от 05 ноября 1941г.

01 сентября 4 самолета Су-2 1-й авиаэскадрильи, взлетев в 10-45, в 11-15 с высоты 1500м бомбили скопление войск на левом берегу р.Днепр у Каховки, сброшено 24 авиабомбы ФАБ-50. В районе цели обстреляны зенитной артиллерией (ЗА) противника. Самолет (единица красная) летчик лейтенант Токарь- разбит правый элерон. В 12-00 самолеты вернулись на свой аэродром.

20 сентября, взлетев в группе из 8 самолетов, совершил вынужденную посадку на своем аэродроме из-за технической неисправности.

31 сентября 1941г. присвоено звание старший лейтенант.

11 октября 1941г. ведущим в составе группы трижды вылетал на разгром танков и живой силы противника в районе Куйбышево- Ново-Кременчик.

13 октября 1941г. С 17-00 до 17-20 самолеты полка вылетели с аэродрома Кутейниково на новое место базирования- аэродром Ровеньки. Полет проходил в условиях низкой облачности и дождя. В 17-40 самолет экипажа- летчик Токарь и штурмана Качура Василий Иванович совершил посадку на взгорок. Самолет получил повреждения- погнут винт, подломан подкос шасси, пробита правая плоскость.

25 ноября Майор Моисеевич был ведущим девятки Су-2, произвел успешное бомбометание по колонне противника на дороге Успеновка-Куйбышево.

20 февраля 1942г. вел разведку вместе со штурманом Ивановым Александром Дмитриевичем, вскрыв группировку противника, которая была уничтожена последовавшими за разведкой ударами полка.

17 марта был ведущим пятерки Су-2, в районе Сергеевка, уничтожено 11 автомашин и 6 повозок с боеприпасами.

Совершил 160 боевых вылетов на самолете Су-2.

18 апреля 1942г. личный состав полка убыл в учебно-тренировочный центр Южного фронта для переучивания на самолет Ил-2. Полк был переименован в 210 штурмовой авиаполк и вошел в состав 230 штурмовой авиадивизии.

11 июня 6 самолетов Ил-2 в 12-25 штурмовали аэродром Артемовск. Уничтожено 12 и повреждено 14 самолетов, несколько автомашин.

12 июня 6 самолетов Ил-2 штурмовали автоколонну по дороге Константиновка- Артемовск. На обратном маршруте, попав в зону плохих метеоусловий. Ст.лейтенант Токарь произвел посадку на одно колесо в районе Торская. Самолет получил повреждения, летчик вернулся в часть.

18 июня 3 самолета Ил-2 под командой ст.лейтенанта Токарь произвели вылет по войскам и зенитной артиллерии (ЗА) противника в районе Макеевка- Горловка и аэродрому Горловка. Уничтожено 7 автомашин, 2 зенитных орудия, 3 крупнокалиберных пулемета, сожжено 2 и повреждено 5 самолетов противника. В районе цели подверглись сильному обстрелу ЗА. У самолета Майора Моисеевича были пробиты обе покрышки, при посадке, в конце пробега самолет стал на нос, погнул лопасти винта, после чего опустился на хост. От удара лопнул фюзеляж.

27 июня летал в группе с 6 самолетами Ил-2 7 гвардейского штурмового авиаполка. В 13-40 с высоты 1800м. бомбардировали скопление автомашин в пункте Голая Долина. Уничтожено до 15 автомашин и до 100 солдат и офицеров противника. Капитан Токарь ранен при выполнении задания.

13 ноября в паре с капитаном Кондратковым Артемием Леонтьевичем штурмовали скопление танков и живой силы противника . Лично уничтожил 2 танка и 3 автомашины. Самолет получил шесть прямых попаданий снарядов ЗА и до 90 осколочно-пулевых пробоин.

К декабрю 1942г. совершил 21 боевой вылет на самолете Ил-2.

С 10 декабря 1942г- штурман полка.

Приказом от 30 декабря 1942г. награжден вторым орденом Красной Звезды.

26 марта 1943г. командир 230 штурмовой авиадивизии Герой Советского Союза гв.полковник Гетьман Гетьман Семен Григорьевич вручил капитану Токарь орден Красного Знамени.

13 февраля 1943г. присвоено звание капитан.

06 мая возглавлял группу из 6 самолетов Ил-2, перегоняемых с завода г.Куйбышев на аэродром Тихорецк.

27 июня во время летно-тактических учений штурман полка капитан Токарь и воздушный стрелок сержант Масленников Анатолий Титович  погибли при посадке самолета.

Похоронены в братской могиле на ул.Ленина, станица Днепровская, Тимашевский р-н, Краснодарский край.

Регион Украина
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Одесса
Место рождения г.Одесса
Годы службы 1933 1943
Дата рождения 16.10.1910
Дата смерти 27.06.1943

Боевой путь

Место призыва 9-я военная авиационная школа
Дата призыва 28.08.1933
Боевое подразделение 210 ближне-бомбардировочный авиаполк, 210 штурмовой авиаполк

Воспоминания

Из книги Сивкова Григория Флегонтовича "Готовность номер один".

Судьба военных дрог свела нас с капитаном Токарем еще в Донбассе. Был этот чернявый, плотный, очень рассудительный человек штурманом полка. К своим служебным обязанностям относился честно, серьезно и творчески. Районы предстоящих полетов требовал от летчиков изучать досконально, всегда обеспечивал нормальное самолетовождение и штурманскую подготовку летчиков в полку. Летал он много. Водил группы самолетов. Одно время был я у него ведомым.
Когда на нашем участке фронта наступило короткое затишье, из дивизии пришел приказ: провести тренировочные полеты командного состава. Полет был по маршруту на полный радиус действия самолета. Следовало пролететь по треугольнику, в определенном месте на полигоне сбросить бомбы и отстреляться. После посадки в баках должно остаться горючего не более, чем на пять минут полета. В этом последнем, собственно, и заключался смысл данного тренировочного полета.
Дошла очередь до штурмана полка капитана Токаря. Полет по кругу на предельный радиус действия - это вопрос престижа штурмана. Капитану Токарю, естественно, не хочется "упасть лицом в грязь" в глазах своих однополчан. Да здесь еще и командование дивизии...
Взлетел капитан Токарь. Хорошо взлетел. Отбомбился, отстрелялся и пришел на аэродром точно в срок, минута в минуту. Но при заходе на посадку допустил перелет. Видимо волновался, поздно убрал газ. Надо уходить на второй круг. Хватит ли горючего? Полет так рассчитан, что все на пределе. Если не хватит бензина, то возможна вынужденная посадка в поле, вне аэродрома, да еще, не дай бог, шасси надо убрать, - это уже поломка винта... "Для штурмана полка такое просто недопустимо..."
И капитан Токарь принял решение садиться, может, посадочная полоса аэродрома окажется достаточной.
Самолет приземлился с перелетом метров на триста-четыреста. Катится по земле, а впереди болото. Надо срочно убрать шасси, но это грозит поломкой винта... и он не убрал шасси а нажал на тормоза и вскочил в болото.
Самолет скапотировал - перевернулся через нос и завалился на спину. Экипаж погиб.

Документы

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: