Валитов Саберьян Юламанович
Валитов
Саберьян
Юламанович
гвардии лейтенант
14.09.1920 - 2.01.2006

История солдата

Служил в составе 666 легкобомбардировочного авиаполка, сформированного в Средне-Азиатском военном округе. С 15 января 1942г. полк действовал на Калининском фронте, участвовал в Ржевско-Вяземской операции.

Стрелок-бомбардир сержант Валитов участвовал в ночных боевых вылетах на самолете У-2. В ночь на 10 февраля 1942г.в экипаже с летчиком сержантом Бычковским Павлом Дмитриевичем (земляком из Башкирии) был сбит зенитным огнем противника в районе д.Жуково, над территорией, занятой противником. Через 2 дня вместе перешли линию фронта. Прошли проверку в наземной части, которую проводил уполномоченный особого отдела НКВД мл.лейтенанат Бабич. Возвратились в полк. Сержант Валитов выполнил 15 успешных ночных боевых вылетов. 26 февраля 1942г. сбит в воздушном бою с летчиком сержантом Волковым Иваном Иосифовичем (тоже уроженец Башкирии). Летчик погиб. Саберьян Юламанович получил перелом правой плечевой кости и был направлен в госпиталь.

07 марта 1942г. представлен к ордену Красного Знамени, приказ о награждении от 04 сентября 1942г. (орден вручен после войны).

07 мая 1942г. после излечения прибыл на Рузаевский военно-пересыльный пункт. 09 мая направлен в 1 учебный авиаполк ВВС КА (г.Чебоксары).

С февраля 1943г. в составе 130 бомбардировочного авиаполка (командир полка майор Гаврилов Семен Никитович).

17 апреля 1943г. 9 самолетов Пе-2 полка, взлетев с аэродрома Адуево, в 07-10 бомбардировали аэродром противника Сеща. В группе был экипаж 1-й авиаэскадрильи: младший лейтенант Хиль Владимир Антонович, штурман Валитов Саберьян Юламанович, стрелок-радист сержант Сатин Василий Поликарпович.

06 мая 1943г. 9 самолетов полка в 05-45 бомбардировали аэродром противника Сеща. Второй вылет на бомбардировку аэродрома Сеща в составе девятки совершили с 18-30 по 20-18.

13 мая 1943г. экипаж Хиль, Валитов, Сатин в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ельня.

08 июня 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ветлица.

10 июня 1943г. в составе девятки бомбардировали аэродром противника Сеща. Над целью девятка была атакована звеном истребителей ФВ-190 и парой Ме-109. Истребители произвели три атаки. В воздушном бою самолет экипажа Хиль, Валитов, Сатин получил первую пушечную пробоину руля глубины и стабилизатора, вторую пробоину- в плоскости.

12 июля 1943г. в составе 13 самолетов бомбардировали артиллерию противникав раойне д.Речица.

17 июля 1943г. в составе девятки бомбили железнодорожную станцию Белые Берега.

07 августа 1943г. в составе девятки, взлетев с аэродрома Прудново, бомбардировали железнодорожную станцию Спас-Деменск.

08 августа 1943г.- скопление войск в районе д.Гнездилово.

09 августа 1943г.- живую силу и артиллерию в д.Гнездилово-южное.

10 августа 1943г. экипажа Хиль, Валитов, Сатин в составе восьми Пе-2 бомбардировали живую силу и артиллерию в д.Гнездилово-южное. Вторым вылетом в составе девятки- в район Гнездилово.

13 августа 1943г. в составе девятки бомбардировали железнодорожную станцию Ельня. На выходе от цели атакованы шестью истребителями Ме-109, которые после первой атаки были атакованы нашими истребителями прикрытия. У самолета мл.лейтенанта Хиль при подлете к своему аэродрому отказал правый мотор. Летчик благополучно произвел вынужденную посадку с убранными шасси.

03 сентября 1943г. полк преобразован в 122 гвардейский бомбардировочный авиаполк.

14 сентября 1943г. с аэродрома Павлово в составе 14 экипажей бомбардировали аэродром Боровское.

17 сентября 1943г. экипаж Хиль, Валитов, Сатин в составе 14 экипажей босмбардировали позиции противника в районе Хатеево- Ханино.

21 сентября 1943г. в составе 11 экипажей бомбардировали узел сопротивления в районе Трухоново.

22 сентября 1943г. в составе 9 экипажей возвратилиь, не выполнив боевого задания, из-за плохих метеоусловий.

26 сентября 1943г. в составе 8 экипажей бомбардировали войска и технику в д.Красное.

12 октября 1943г. в составе 9 экипажей бомбардировали оборонительные сооружения у д.Цибульская.

13 октября 1943г. в составе 13 экипажей бомбардировали позиции противника у д.Цибульская.

К концу февраля 1944г. гвардии младший лейтенант Валитов совершил 21 успешный боевой вылет, представлен к ордену Красного Знамени, приказ о награждении от 14 апреля 1944г.

23 июня 1944г. при взлете с размокшего аэродрома на большой скорости зарулил в воронку. Самолет потерпел аварию, экипаж невридим.

02 июля 1944г. в составе 27 самолетов бомбардировали железнодорожную станцию Молодечно. В районе цели обстреляны огнем зенитной артиллерии. Экипаж гвардии лейтенанта Хиль с задания не вернулся- подбитый зенитным огнем, ушел со снижением. Летчик произвел вынужденную посадку с убранными шасси на территории, занятой противником в районе Хорунженце, в 30км. севернее г.Минск. Экипаж находился в партизанском отряде. 05 июля территория была освобождена нашими войсками. Оставив стрелка-радиста для охраны самолета, летчик и штурман гв.лейтенант Валитов возвратились в полк.

09 июля 1944г. в составе 8 самолетов бомбардировали мост через р.Меречанка у г.Вильнюс. Результаты сфотографированы на фотоаппарат, установленный на борту эуипажа Хиль-Валитов.

Награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Службу окончил: 26.12.1945г.

Регион Республика Башкортостан
Воинское звание гвардии лейтенант
Населенный пункт: Уфа
Место рождения д.Ильчинова, Кармаскалинский р-н, Башкирия.
Годы службы 1940 1945
Дата рождения 14.09.1920
Дата смерти 2.01.2006

Боевой путь

Место призыва Байкибашевский РВК, Башкирия
Дата призыва 10.1940
Боевое подразделение 666 бомбардировочный авиаполк, 130 бомбардировочный / 122 гвардейский бомбардировочный авиаполк

Воспоминания

из воспоминаний Рапота Алексея Никифоровича (в начале 1942г. стрелок бомбардир 666 бомбардировочного авиаполка)

Ташкентская военная авиационная школа стрелков-бомбардиров располагалось в г.Чирчик. В нем обучались 2500 курсантов, было 5 аэродромов, на каждом из которых не менее 20 самолетов Р-5 и По-2.



22 июня 1941 года мы узнали о войне. С этого дня наши занятия стали еще напряженней. В перерывах между занятиями мы собирались у репродукторов и слушали передачи из Москвы. В августе пришел приказ сформировать авиационную эскадрилью, укомплектовав ее самолетами училища, летчиками-инструкторами и курсантами. Командиром эскадрильи был назначен наш командир отряда капитан
Волков, которому присвоили звание майора.
После убытия этой эскадрильи поступил новый приказ: отобрать двадцать наиболее успевающих курсантов, дать дополнительную тренировку в полетах и направить (из г.Чирчик) в город Фергану, где было училище летчиков, и на его базе формировался полк ночных бомбардировщиков. На этот раз в
их число попал и я. Я был выпущен из училища в звании старшего сержанта – с тремя треугольниками на петлицах.
В Фергане нам зачитали приказ о формировании полка, объявили его номер и руководящий состав. Командир полка- капитан Илларионов Иван Иванович, комиссаром – батальонный комиссар Чуб Александр Иванович, начальник штаба– старший лейтенант Железняк Михаил Владимирович. Тут же началось формирование эскадрилий, звеньев и экипажей. Я был назначен штурманом звена, а моим командиром – Коля Котельников.
Пришел приказ об убытии на фронт. В указанный день был подан эшелон, и началась погрузка. Грузили все, начиная от самолетов и кончая канцелярскими принадлежностями.
Часов в десять утра – последнее построение. Новый сигнал горниста – «Отправляемся!», затем протяжный гудок паровоза. Мы поехали на фронт.
По прибытии мы приступили к разгрузке. Все предстояло перетащить на руках - никаких тракторов и машин не было. Работали все. Никого не надо было уговаривать или подгонять. После первых рейсов обозначилась дорога, к концу перетаскивания она была уже почти накатанной. Работали быстро. Пот катил градом, особенно у нас одетых в теплые комбинезоны. Самолеты сразу затаскивали в лес и
маскировали, туда же заносили и все имущество. Какой-то инженерной частью для нас было построено три или четыре землянки. Но сидеть в них не пришлось – надо было сразу же приступать к сборке самолетов.
На фронт прибыл в конце декабря 1941 года. Нам было приказано перебазироваться на аэродром Максимово, что в тридцати километрах от линии Калининского фронта. Прибыв туда, мы приступили к боевым полетам. Было приказано нанести удар по живой силе немцев, находящихся в двадцати -
двадцати пяти километрах юго-западнее Ржева.
Первое время мы делали по два-три, а потом по четырепять вылетов в ночь.
В начале января 1942 года войска 30-й армии, в полосе которой мы действовали, вышли к Волге в районе Ржева, охватив город с севера и запада. Таким образом, войска Калининского фронта к этому времени занимали рубеж Селижарово, Ржев, Зубцово. Мы летали каждую ночь. Удары наносили главным образом по войскам, сосредоточившимся в Ржевском выступе.
Днем мы отсыпались. Жили в деревнях, в доме располагались по двое-трое. Кормили нас отлично. Каши и супы были всегда. И там, и там- мясо.

Статья капитан П. Павленко. Газета "Сталинский сокол" от 23 апреля 1943г.

18 апреля Совинформбюро сообщило о налёте лётчиков Западного фронта на немецкий аэродром. Передаём некоторые подробности этого налёта. На крупном аэродроме, расположенной в ближнем тылу немецко-фашистских войск, враг сосредоточил большое количество бомбардировщиков и истребителей. Гитлеровцы рассчитывали наносить отсюда удары по вашим важнейшим коммуникациям и авиационным базам. Аэродром был сильно защищён зенитными средствами, с утра и до вечера его прикрывали истребители. Узнав о сосредоточении вражеской авиации, наше командование решило нанести по этому аэродрому массированный удар бомбардировщиков и штурмовиков во взаимодействии с истребителями. Заранее был детально продуман и разработан весь план этого сложного воздушного налёта, где требовалось чёткое взаимодействие всех родов авиации. На (17 апреля) рассвете девятка бомбардировщиков поднялась в воздух. Вёл группу трижды орденоносец капитан Лоханов – опытный и умелый командир. Это был его 170-й вылет. Вместе с Лохановым летели молодые лётчики, совершившие по 2–3 вылета, – Фалин, Матвеев, Хиль и другие. Одновременно с соседних аэродромов поднялись в воздух другие группы наших бомбардировщиков и штурмовиков. На подступах к цели немцы встретили наши самолёты ураганным огнём зенитных батарей и крупнокалиберных пулемётов. Капитан Лоханов первым прорвался сквозь огненную завету. За ним устремились и другие экипажи. Внизу были отчетливо видны ряды вражеских самолётов. Оторвались бомбы, и сразу же на земле один за другим вспыхнули пожары, раздались оглушительные взрывы. Советские лётчики зафиксировали прямые попадания на взлётной полосе, на стоянках самолётов и в районе складских сооружений. Массированный налёт бомбардировщиков закончился сокрушительной штурмовкой, которую осуществило несколько подразделений «ИЛ’ов». По предварительным данным, в результате налёта наши лётчики уничтожили больше 30 немецких бомбардировщиков и истребителей, взорвали склад горючего, подавили огонь двух зенитно-артиллерийских батарей и 5 зенитно-пулемётных точек. Наши самолёты потерь не имели.

Документы

09.07.1944г. фотосхема слева выполнена с борта самолета экипажа Хиль-Валитов

09.07.1944г. фотосхема слева выполнена с борта самолета экипажа Хиль-Валитов

Фотографии

Однополчане

Хиль Владимир Антонович

Хиль Владимир Антонович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: