Чиссов Иван Михайлович
Чиссов
Иван
Михайлович
Подполковник. / Начальник связи - штурман авиационной эскадрильи 98 дальне - бомбардировочного авиационного полка, 52 дальне - бомбардировочной авиационной дивизии.
20.04.1916 - 1986

История солдата

Награды.

Ордена: "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ" (08.1943, 12.1956), "ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" 1 СТЕПЕНИ (04.1985), "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ" (11.1950).

Медали: "ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ" (11.1945), "ЗА ОБОРОНУ МОСКВЫ", "ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.". 

Звание.

Капитан.

Майор.

Подполковник.

 Должность.

Начальник связи - штурман авиационной эскадрильи (стрелок передней установки) 98 дальне - бомбардировочного авиационного полка, 52 дальне - бомбардировочной авиационной дивизии, Дальнебомбардировочной авиации, Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии (01.1942).

               Подполковник ЧИССОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ, 20.04.1916 года рождения, место рождения - РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, Полтавская губерния, Кобелякский уезд, Ново - Сенжаровская волость, село Богдановка (по административному делению: 1. СССР: Украинская ССР, Полтавская область, Ново - Санжарский район, село Богдановка; 2. УКРАИНЫ: Полтавская область, Новосанжарский район, Богдановский сельский совет, село Богдановка). В РККА призван в 11.1935 года. В Великой Отечественной войне с 22.06.1941 года в должности (последняя): Начальника связи - штурмана авиационной эскадрильи (стрелок передней установки) 98 дальне - бомбардировочного авиационного полка, 52 дальне - бомбардировочной авиационной дивизии, Дальнебомбардировочной авиации, Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии. Боевые награды: 1. Ордена: "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ" (08.1943, 12.1956), "ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ" 1 СТЕПЕНИ (04.1985), "КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ" (11.1950); 2. Медали: "ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ" (11.1945), "ЗА ОБОРОНУ МОСКВЫ", "ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.". За период участия в Великой Отечественной войне совершил 47 (днём) успешных боевых самолёто - вылетов, на бомбардировку живой силы и техники противника. 25.01.1942 года, при выполнении боевого задания, в составе экипажа (1. Командира: командира звена авиационной эскадрильи ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА старшего лейтенанта (гвардии генерал - майора авиации, с 1959г.) ЖУГАНА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА (23.02.1917 - 22.06.1918); 2. Стрелка-радиста средней установки (башенный стрелок): сержанта МЕЛЬНИКОВА АЛЕКСАНДРА ЕГОРОВИЧА (1918  - 25.01.1942); 3. Стрелка люковой установки: сержанта АЛЕКСЕЕВА ИВАНА ИВАНОВИЧА (1920 - 25.01.1942), по уничтожению самолётов противника на аэродроме г. Смоленск, самолёт был сбит истребителями противника. Выпрыгнул с 7 000 тысяч метров, из горящего самолёта, потерял сознание, в воздухе, и упал, с нераскрытым парашютом. ОСТАЛСЯ ЖИВ (ВНЕСЁН В КНИГУ РЕКОРДОВ ГИНЕССА, в раздел "ПАДЕНИЕ БЕЗ ПАРАШЮТА С НАИБОЛЬШЕЙ ВЫСОТЫ": “Наибольшая высота, с которой кто-либо выбрасывался без парашюта и выжил — 22000 футов (6666 метров). Это случилось в январе 1942 года, когда лейтенант И. М. Чиссов (СССР) выпрыгнул из Ил-4, который был сильно повреждён. Он ударился о землю скользящим ударом на склон покрытого снегом оврага и соскользнул на дно. Он получил перелом таза и тяжёлое повреждение позвоночника.”). С диагнозом: "Политравма (падение с высоты): перелом тел позвонков, множественные переломы костей таза, разрыв мочевого пузыря" был оперирован и спасен начальником отделения 1390 ЭГ эвакуационного госпиталя 1390, майором медицинской службы ГУДЫНСКИМ ЯКОВОМ ВЕНИАМИНОВИЧЕМ (Личная страница на портале “БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК”: https://www.moypolk.ru/soldier/gudynskiy-yakov-benyaminovich ;известный, советский, врач - уролог). Длительное время лечился в госпитале. После лечения, признан негодным к лётной работе. Вернулся с Великой Отечественной войны. Продолжил службу в ВВС ВС СССР : Ворошиловградская военная авиационная школа пилотов, преподаватель штурманского дела. В 1958 году, окончил Военно - политическую академию им. В. И. Ленина. После ухода, в отставку, 25.11.1960 года, работал пропагандистом при Центральном Доме Советской Армии им. М. В. Фрунзе.  Умер в 1986 году.

Сын: ЧИССОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ (28.08.1939) - российский хирург - онколог, директор Московского научно - исследовательского онкологического института имени П. А. Герцена (с 1982 по 2013 годы), главный онколог Минздравсоцразвития РОССИИ, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, член Президиума РАМН.

"П Р Ы Ж О К  С  7 000  М Е Т Р О В  Б Е З  П А Р А Ш Ю Т А" ("МИРТЕСЕН": https://clck.ru/ehwNv ):

                "25 января 1942 года эскадрилья бомбардировщиков 98-го полка дальней бомбардировочной авиации, в составе которой был экипаж летчика Н.П. Жугана на самолёте «ДБ-3ф», вылетели на бомбардировку аэродрома противника в Смоленске.

                На подлете к цели самолет обстреляли с земли, левый двигатель был подбит и машина отстала от строя на 300 – 400 метров. В этот момент «ДБ-3ф» Жугана атаковали два «мессершмитта», которые после нескольких заходов окончательно вывели из строя левый мотор и убили двух стрелков. Самолет стал неуправляем, Николай Жуган приказал экипажу покинуть машину с парашютами. На команду откликнулся только штурман – старший лейтенант И. М. Чиссов.

              Чиссов услышал, как командир отдал приказ покидать борт самолета, но нижняя часть кабины, служившая обычно полом, уже превратилась для него в потолок. Самолет перевернулся. И самое страшное – в момент опрокидывания машины порвался кислородный шланг. Чиссов понимал, что в такой ситуации секундная растерянность смерти подобна. Он придал своему телу более удобное положение и с силой рванул астролюк. Открыть его с первого раза не удалось, но, всё-таки, Чиссов выбросился из самолета. Как только он хотел дернуть за кольцо парашюта, как вдруг невдалеке увидел «мессершмитты», которые кружились возле беспорядочно падавшего бомбардировщика.

                И, оценив обстановку, он решил продолжать свободное падение, тем более что высота вполне позволяла прибегнуть к затяжному прыжку.

                Из воспоминаний Ивана Михайловича Чиссова: «Когда нам врезали по хвостовому оперению и убили стрелка и радиста, самолёт начал терять высоту, а затем вдруг перевернулся «животом» кверху. Было отбито хвостовое оперение самолёта, поэтому он перевернулся. Кислородные шланги был оборваны. Я старался присесть на колени и взяться за педали, чтобы подтянуть своё тело к астролюку. Одна попытка удалась, а вот открыть его никак не удавалось ни пальцами, ни рукой. Тогда ударом кулака правой руки я его разбил. Так в перевёрнутом состоянии самолёта я и вывалился из него. А истребитель тут как тут. Почувствовал ожог в левой ноге. Решил парашют не раскрывать. Падаю с нераскрытым. И когда стал различать землю, это где-то метров 700, дёрнул за кольцо. Но что это? Кольцо с тросиком в руке, а парашют не раскрылся! Вот тут и пришла мысль – всё, конец. Потом уже сообразил, что тросик, соединяющий вытяжное кольцо с затвором парашюта, оказался перебитым.

             Упал я на начало склона оврага, густо засыпанного снегом. Парашют подо мной... Затем меня начало переворачивать с головы на ноги. Когда же тело остановилось в своём падении и вращении, я почувствовал, что заливаюсь кровью – она шла через горло, нос и уши. И хотя в голове стоял шум, собачий лай и пение петуха прослушивались хорошо. Я понял, что недалеко населённый пункт. Хотел было протереть лицо от крови, но руки не поднимались. Потом подошли люди с носилками и понесли меня в хату. Там меня раздели, привели в порядок, обложили какими-то грелками. Вечером пришёл Жуган, расспросил, и после этого меня отправили в больницу в Мосальск.

              Выяснилось, что у меня сотрясение головного и спинного мозга, перелом таза в трёх местах и треснул мочевой пузырь. Температура держалась под сорок, и живот был всё время вздутым. Перевезли в Калугу, но там из-за высокой температуры ничего не делали и отправили в Оренбург. Но по дороге совсем стало худо, и меня высадили в Муроме. Здесь меня осмотрел врач-уролог Яков Вениаминович Гудынский и сказал, что надо немедленно делать операцию мочевого пузыря. После операции пролежал целый месяц. Вот тут мне и прочитали статью Денисова в «Красной звезде» о том, что я падал с высоты 7000 метров с нераскрытым парашютом. Он тогда находился в Мосальске и написал со слов Жугана. Так я стал известным человеком. До этого никто об этом не знал».

Если поинтересоваться этим вопросом в "Книге рекордов Гиннеса", то там можно найти раздел: Падение без парашюта с наибольшей высоты.

Вот что там сказано:
Наибольшая высота, с которой кто-либо выбрасывался без парашюта и выжил — 22000 футов (6666 метров). Это случилось в январе 1942 года, когда лейтенант И.М. Чиссов (СССР) выпрыгнул из Ил-4, который был сильно повреждён. Он ударился о землю скользящим ударом на склон покрытого снегом оврага и соскользнул на дно. Он получил перелом таза и тяжёлое повреждение позвоночника.

                  Считают, что человеческое тело достигает 99% нижнего уровня его предельной скорости при падении с высоты 1880 футов (563 метра). Это соответствует 117—125 миль в час (176—188 километров в час) при нормальном атмосферном давлении и любом положении тела, но увеличивается до 125 миль в час (278 километров в час) в положении вниз головой».

                  Из приведённых фактов можно сделать несколько выводов. Падение без раскрытого парашюта с наибольшей высоты принадлежит советскому штурману из 10-го гвардейского авиаполка Дальней авиации Ивану Михайловичу Чиссову. Этот факт удостоился Книги рекордов Гиннесса. Расстояние почти в 7000 метров он пролетел, не теряя сознания от кислородного голодания или шокового состояния. Остался он жив благодаря падению на заснеженный склон оврага, что сделало удар о землю не прямым, а скользящим. Masterok."

                 Очевидцы воздушного боя ("АВИАТОРЫ Второй мировой": http://allaces.ru/p/people.php?id=6278 ): Воздушный бой проходил на глазах кавалеристов генерала П.А.Белова и они поспешили к месту падения авиатора. Трое красноармейцев обнаружили Чиссова с нераскрытым парашютом на дне глубокого заснеженного оврага. Невероятно, но штурман оказался жив и вскоре даже пришел в сознание. Оказалось, что он упал на склон огромного сугроба (зима 1942 г. была на редкость снежной) и затем долго скользил по снежному скату оврага.

                 Первую медицинскую помощь Чиссову оказал фельдшер медико-санитарного батальона М.А.Брехов. Но повреждения костей и органов таза были серьезные, и через некоторое время Чиссова отправили во фронтовой госпиталь..... Больше месяца шла борьба за жизнь штурмана. Когда здоровье Ивана несколько улучшилось, его переправили в другой, тыловой госпиталь. Там коллектив медицинских работников во главе с опытным врачом И.П.Изотовым помог штурману окончательно встать на ноги.".

В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ, НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

- провел успешных боевых самолёто - вылетов: 47 (днём). 25.01.1942 года, при выполнении боевого задания, по уничтожению самолётов противника на аэродроме г. Смоленск, самолёт был сбит истребителями противника. Выпрыгнул с 7 000 тысячи метров, из горящего самолёта, потерял сознание в воздухе, и упал, с нераскрытым парашютом, на склон оврага.

- воздушных боёв:

- сбил самолётов:

Данные из УПК (учётно - послужной карты, портал "ПАМЯТЬ НАРОДА 1941 - 1945").

Дата рождения 20.04.1916

Место рождения Украинская ССР, Полтавская обл., Ново-Санжарский р-н, с. Богдановка

Дата призыва 01.11.1935

Воинское звание подполковник; капитан

Воинская часть 93 дальне-бомбардировочный авиационный полк
                           10 гвардейский авиационный полк Дальнего действия

Награды Медаль «За оборону Москвы»
                Орден Красного Знамени (2)
                Орден Красной Звезды
                 Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
                 Медаль «За боевые заслуги»
                 Орден Отечественной войны I степени

 

Чиссов Иван Михайлович

Учетно-послужная картотека.

Дата рождения: 20.04.1916

Место рождения: Украинская ССР, Полтавская обл., Кузнецкий р-н, с. Богдаровка

Наименование военкомата: Петровский РВК, Ставропольский край, Петровский р-н

Дата поступления на службу: 01.11.1935

Воинское звание: подполковник

Наименование воинской части: 93 дбап КОВО93 дбап 52 ад ЮЗФ

Дата окончания службы: 25.11.1960

Награды: Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», Медаль «За оборону Москвы»

 

Чиссов Иван Михайлович

Учетно-послужная картотека.

Дата рождения: 20.04.1916

Место рождения: Украинская ССР, Полтавская обл., Кузнецкий р-н, с. Богдаровка

Наименование военкомата: Петровский РВК, Ставропольский край, Петровский р-н

Дата поступления на службу: 01.11.1935

Воинское звание: подполковник

Наименование воинской части: 93 дбап КОВО, Ворошиловоградское ВАУП ЮУВО

Дата окончания службы: 25.11.1960

 

Чиссов Иван Михайлович

Записи из ГУК.

Дата рождения: 20.04.1916

Место рождения: Украинская ССР Полтавская область Ново-Сенжарский район село Богдановка

Наименование военкомата: Петровский РВК Ставропольский край

Дата призыва: 01.11.1935

Воинское звание: подполковник

 

Чиссов Иван Михайлович

Картотека награждений.

Орден Красного Знамени

08.08.1943

Медаль «За оборону Москвы»

01.05.1944

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

09.05.1945

Медаль «За боевые заслуги»

06.11.1945

Орден Красной Звезды

15.11.1950

Орден Красного Знамени

30.12.1956

Дата рождения: __.__.1916

Место рождения: Украинская ССР, Полтавская обл., Кузнецкий р-н, с. Богдаровка

Дата поступления на службу: __.__.1935

Воинское звание: подполковник

 

Чиссов Иван Михайлович

Орден Отечественной войны I степени

Документ в юбилейной картотеке

Дата рождения: __.__.1916

Место рождения: Украинская ССР, Полтавская обл., Ново-Сенжарский р-н, с. Богдановка

Наименование награды: Орден Отечественной войны I степени

Номер документа: 72

Дата документа: 06.04.1985

Автор документа: Министр обороны СССР

 

Экипаж: 4 человека (1. Лётчик - командир экипажа; 2. Штурман (стрелок передней установки); 3. Стрелок-радист средней установки (башенный стрелок); 4. Стрелок люковой установки).

1. Командир: командир звена авиационной эскадрильи 98 дальне - бомбардировочного авиационного полка ЖУГАН НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (23.02.1917 - 22.06.1918), ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА старший лейтенант (гвардии генерал - майор авиации (1959). Личная страница “ВИКИПЕДИЯ”: https://clck.ru/ei2cD 

2. Стрелок-радист средней установки (башенный стрелок): МЕЛЬНИКОВ АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ (1918 - 25.01.1942), сержант. Личная страница на портале "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК": https://www.moypolk.ru/soldier/melnikov-aleksandr-egorovich

3. Стрелок люковой установки: АЛЕКСЕЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ (1920 - 25.01.1942), сержант. Личная страница на портале "БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК": https://www.moypolk.ru/soldier/alekseev-ivan-ivanovich-13

 

Приложение:

1. 98 дальне - бомбардирочный авиационный полк ("ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ": http://ava.org.ru/bap/226g.htm ); 52 дальне - бомбардировочная авиационная дивизия (ВИКИПЕДИЯ: https://clck.ru/RLGAz):

- 98 дальне - бомбардирочный авиационный полк:

                "История. Сформирован в мае 1940 года на аэродроме Скоморохи Житомирской области как 93 дбап.

Наименования:

21.08.1941 переименован в 98 дбап.

27.03.1942 переформирован в 752 апдд.

Преобразован приказом Наркома обороны СССР № 137 от 26.03.1943 в 10 гап дд. В документах встечаются сокращения 10 гв. авп дд, 10 гв ап дд.

13.05.1943 Директивой НШ АДД № 701835 из состава полка был развернут еще один полк: 20 гап дд.

Директивой Генерального штаба № Орг/10/315706 от 26.12.1944 в 226 гбап.

C октября 1969 года именуется 226-й отдельный Гвардейский Сталинградско-Катовицкий Краснознаменный авиационный полк радиоэлектронной борьбы Дальней Авиации.

Почётные наименования и награждение:

18.09.1943г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные личным составом в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, полк награжден орденом Красного Знамени.

17 мая1944г. полку присвоено наименование “Сталинградский”, за отличия в Сталинградской битве Приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 137.

5 апреля 1945г. полку присвоено почетное наименование "Катовицкий".
      

Подчиненность: 

Всоставе 18 ад -> 52 дбад -> 24 аддд -> 3 гаддд -> 13 гбад.

В Действующей армии:

22.06.1941 - 21.08.1941 (93 дбап).

21.08.1941 - 26.03.1942 (98 дбап).

27.03.1942 - 26.03.1943 (752 ап дд).

26.03.1943 - 26.12.1944 (10 гап дд).

26.12.1944 - 09.05.1945 (226 гбап).


- 52 дальне - бомбардировочная авиационная дивизия:

"Наименования:

52-я авиационная дивизия;

52-я дальняя бомбардировочная авиационная дивизия;

52-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия (21.06.1941 — 05.03.1942);

52-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия;

52-я авиационная дивизия дальнего действия;

24-я авиационная дивизия дальнего действия;

3-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия;

3-я гвардейская авиационная Днепропетровская дивизия дальнего действия;

13-я гвардейская бомбардировочная авиационная Днепропетровская дивизия;

13-я гвардейская бомбардировочная авиационная Днепропетровско-Будапештская ордена Суворова дивизия;

13-я гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиационная Днепропетровско-Будапештская ордена Суворова дивизия.

История и боевой путь дивизии. 52-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия сформирована в соответствии с Постановлением СНК СССР № 2265-977сс от 05.11.1940 г. «О Военно-воздушных силах Красной Армии». Дивизия именовалась в различных документах по-разному:

52-я авиационная дивизия;

52-я дальняя бомбардировочная авиационная дивизия;

52-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия;

52-я авиационная дивизия дальнего действия.

Хотя, согласно указанному Постановлению, с 5 ноября 1940 года «…Дальнебомбардировочные авиационные дивизии именовать: авиационными дивизиями Дальнего Действия (ДД).»

Состав:

Управление.

100-й дальнебомбардировочный авиационный полк;

223-й дальнебомбардировочный авиационный полк;

221-й дальнебомбардировочный авиационный полк,

с дислокацией на аэродромах Орёл и Щигры.

После формирования дивизия вошла в состав 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации. С началом войны дивизия принимала участие в боях на Западном и Юго-Западном фронтах в составе 3-го авиационного корпуса дальней бомбардировочной авиации:

Приграничные сражения с 22 июня 1941 года по 29 июня 1941 года.

Удары по уничтожению скопления немецко-фашистских войск в районах Сувалки, Прасныш 22 июня 1941 года.

Удары по скоплениям войск противника в районе Сейны, Сопоцкин, Луков, Радин, Венгров в ночь на 22 июня 1941 года.

Удары по немецким танковым и моторизованным колоннам, двигавшимся по Брестскому шоссе и по грунтовым дорогам 24 июня 1941 года.

Удары по колоннам фашистских танков, двигавшихся на Ошмяны и удар по аэродрому Вильно 25 июня 1941 года.

Удары по скоплениям моторизованных войск противника в районе Радошкевичн, Молодечно, Ошмяны, Крево, Раков и по мотомехчастям противника, которые продвигаются от Минска на Оршу и Могилёв 26 июня 1941 года.

Удары по скоплениям моторизованных войск противника юго-западнее Бобруйска и по колоннам фашистских танков и автомашин на дорогах Глусск — Бобруйск и Глуша — Бобруйск 30 июня 1941 года.

Смоленское сражение с 10 июля 1941 года по 7 августа 1941 года.

Удары по вражеским аэродромам в районе ВильноГлубокоеКрупкиБобруйскКличев 12 июля 1941 года.

Поддержка контрударов Западного Фронта с 26 июля 1941 года по 28 июля 1941 года.

C августа 1941 года дивизия под руководством Ставки ВГК наносила удары по военно-промышленным центрам Германии в глубоком тылу противника.

20 августа 1941 года на основании Приказа НКО № 0064 от 13 августа 1941 года 18-я авиационная дивизия35-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия и 48-я дальне-бомбардировочная авиационная дивизия обращены на укомплектование 52-й дальней бомбардировочной авиационной дивизии.

В соответствии с Постановлением ГКО СССР № ГКО-1392сс от 5 марта 1942 года на базе 52-й авиационной дивизии дальнего действия 5 марта 1942 года сформирована 24-я авиационная дивизия дальнего действия на самолётах ДБ-3ф. Командиром дивизии назначен генерал-майор авиации Дубошин.

В Действующей армии: с 22.06.1942 года по 6.03.1942 года.

2. Фотографии:

- личная подполковника ЧИССОВА И. М. ("ПАМЯТЬ НАРОДА" 1941 - 1945": https://clck.ru/ehwCx ); 

- личная гвардии генерал - майора авиации ЖУГАНА Н. П. ("ПАМЯТЬ НАРОДА" 1941 - 1945": https://clck.ru/eiVkK );  

- Ил-4 (ДБ-3Ф) советский двухмоторный дальний бомбардировщик, материальная часть 98 дальне - бомбардировочного авиационного полка (ВОЕННЫЙ АЛЬБОМ: https://waralbum.ru/28076/ ):

авторское описание:

"Советский дальний бомбардировщик Ил-4, оборудованный пламегасителями, в полете. Для повышения скрытности во время ночных полетов на выхлопных патрубках двигателей бомбардировщика Ил-4 устанавливались глушители ГАМ-9 или самодельные глушители и пламегасители.";

- 98 дальне - бомбардировочный авиационный полк ("ПОЛКИ И САМОЛЁТЫ": http://ava.org.ru/bap/226g.htm ):

авторское описание:

- "Передача бомбардировщика ДБ-3Ф «Комсомол Колымы». Хабаровск, декабрь 1941 г.";

- "Запуск самолетов эскадрильи «Хабаровский комсомол» перед отправкой на фронт. Хабаровск, декабрь 1941 г.";

- "Командир эскадрильи «Хабаровский комсомол», дважды орденоносец А.И. Романов перед отправкой самолетов на фронт.";

- "Бомбардировщик ДБ-3Ф "Амурский комсомол" на аэродроме перед отправкой на фронт. На заднем плане - самолёты Р-6.";

- "Бомбардировщик ДБ-3Ф "Амурский комсомол" с тактическим номером 3 в составе 98 ДБАП.";

- "Самолет ДБ-3Ф "Сталинский Комсомольск", фото 1943 г.";

- "Бомбардировщик Ил-4 № 69 "Отважный.";

- "Поврежденный самолет Ил-4 № 58 (лётчик - Паращенко Феодосий Карпович).";

- "Поврежденный самолет Ил-4 № 111 (лётчик - Алин Василий Иванович).";

- "Летчики — Герои Советского Союза 752-го авиационного полка дальнего действия Степан Андреевич Харченко и Юрий Николаевич Петелин с командиром полка — подполковником Иваном Карповичем Бровко. Рядом - бомбардировщик ДБ-3Ф. Монино.";

3. Гвардии подполковник ЧИССОВ И. М. (ВИКИПЕДИЯ: https://clck.ru/ehx39);

4. Герой Советского Союза генерал - майор авиации ЖУГАН Н. П. (ВИКИПЕДИЯ: https://clck.ru/ei2cD );

5. Доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН ЧИССОВ ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ 

(ВИКИПЕДИЯ: https://clck.ru/eiDHi );

6. Информация о: сержанте МЕЛЬНИКОВЕ АЛЕКСАНДРЕ ЕГОРОВИЧЕ, сержанте АЛЕКСЕЕВЕ ИВАНЕ ИВАНОВИЧЕ - поисковик Марина Высоцкая (РОССИЯ, Курская область, г. Курчатов).

 

 

 

Регион Украина
Воинское звание Подполковник.
Населенный пункт: Украина
Воинская специальность Начальник связи - штурман авиационной эскадрильи 98 дальне - бомбардировочного авиационного полка, 52 дальне - бомбардировочной авиационной дивизии.
Место рождения Российская Империя, Полтавская губерния, Кобелякский уезд, Ново - Сенжаровская волость, волостной центр село Богдановка.
Годы службы 1935 1960
Дата рождения 20.04.1916
Дата смерти 1986

Документы

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Строка в наградном списке на награждение орденом "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной листа на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной листа на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной листа на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Наградной листа на орден "КРАСНОГО ЗНАМЕНИ".

Фотографии

Гвардии подполковник ЧИССОВ И. М.

Гвардии подполковник ЧИССОВ И. М.

Гвардии подполковник ЧИССОВ И. М.

Гвардии подполковник ЧИССОВ И. М.

Ил-4 (ДБ-3Ф) советский двухмоторный дальний бомбардировщик, материальная часть 98 дальне - бомбардировочного авиационного полка.

Ил-4 (ДБ-3Ф) советский двухмоторный дальний бомбардировщик, материальная часть 98 дальне - бомбардировочного авиационного полка.

98 дбап "Передача бомбардировщика ДБ-3Ф «Комсомол Колымы». Хабаровск, декабрь 1941 г."

98 дбап "Передача бомбардировщика ДБ-3Ф «Комсомол Колымы». Хабаровск, декабрь 1941 г."

98 дбап "Запуск самолетов эскадрильи «Хабаровский комсомол» перед отправкой на фронт. Хабаровск, декабрь 1941 г.".

98 дбап "Запуск самолетов эскадрильи «Хабаровский комсомол» перед отправкой на фронт. Хабаровск, декабрь 1941 г.".

98 дбап "Командир эскадрильи «Хабаровский комсомол», дважды орденоносец А.И. Романов перед отправкой самолетов на фронт.".

98 дбап "Командир эскадрильи «Хабаровский комсомол», дважды орденоносец А.И. Романов перед отправкой самолетов на фронт.".

98 дбап "Передача бомбардировщика ДБ-3Ф "Амурский комсомол". Хабаровск, декабрь 1941 г.".

98 дбап "Передача бомбардировщика ДБ-3Ф "Амурский комсомол". Хабаровск, декабрь 1941 г.".

98 дбап "Бомбардировщик ДБ-3Ф "Амурский комсомол" на аэродроме перед отправкой на фронт. На заднем плане - самолёты Р-6.".

98 дбап "Бомбардировщик ДБ-3Ф "Амурский комсомол" на аэродроме перед отправкой на фронт. На заднем плане - самолёты Р-6.".

98 дбап "Бомбардировщик ДБ-3Ф "Амурский комсомол" с тактическим номером 3 в составе 98 ДБАП.".

98 дбап "Бомбардировщик ДБ-3Ф "Амурский комсомол" с тактическим номером 3 в составе 98 ДБАП.".

98 дбап "Самолет ДБ-3Ф "Сталинский Комсомольск", фото 1943 г.".

98 дбап "Самолет ДБ-3Ф "Сталинский Комсомольск", фото 1943 г.".

98 дбап "Бомбардировщик Ил-4 № 69 "Отважный".".

98 дбап "Бомбардировщик Ил-4 № 69 "Отважный".".

98 дбап "Поврежденный самолет Ил-4 № 58 (лётчик - Паращенко Феодосий Карпович).".

98 дбап "Поврежденный самолет Ил-4 № 58 (лётчик - Паращенко Феодосий Карпович).".

98 дбап "Поврежденный самолет Ил-4 № 111 (лётчик - Алин Василий Иванович).".

98 дбап "Поврежденный самолет Ил-4 № 111 (лётчик - Алин Василий Иванович).".

98 дбап "Летчики — Герои Советского Союза 752-го авиационного полка дд Степан Андреевич Харченко и Юрий Ник. Петелин с командиром полка — подполковником Иваном Карповичем Бровко."

98 дбап "Летчики — Герои Советского Союза 752-го авиационного полка дд Степан Андреевич Харченко и Юрий Ник. Петелин с командиром полка — подполковником Иваном Карповичем Бровко."

Командир экипажа гвардии генерал - майор авиации ЖУГАН Н. П.

Командир экипажа гвардии генерал - майор авиации ЖУГАН Н. П.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: