
Михаил
Михайлович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
С августа 1937г. курсант 15 военной школы летчиков-наблюдателей (с 1939г.- Челябинское военное авиационное училище летчиков-наблюдателей).
Курсанты проходили летную подготовку на самолетах У-2, Р-5, ТБ-3.
23 февраля 1939г. курсанты приняли военную присягу.
08 августа 1940г. выпускникам было присвоено звание лейтенант. Часть выпускников направлена в 168 резервный авиаполк 2-й Особой Краснознаменной армии.
22 ноября 1940г. Михаил Михайлович был назначен младшим летнабом в 57 бомбардировочный авиаполк 12 скоростной бомбардировочной авиабригады, базировавшегося на аэродроме Чернышовка в Приморье. Полк имел на вооружении самолеты СБ.
С 06 июля 1941г. полк начал перелет на аэродром Сасово (Рязанская обл.). В конце июля в Сасово полк был переформирован в два полка. 1-я и 2-я авиаэскадрильи составили 57 «А» скоростной бомбардировочный авиаполк (командир полка майор Суржин Иван Семенович, помощник командира полка- старший лейтенант Кожевников Василий Дмитриевич).
С 08 по 19 августа 1941г. Михаил Михайлович совершил 6 боевых вылетов на разведку войск противника.
20 августа экипаж бомбил войска противника в д.Екимовичи.
22 августа полк вошел в составе 10 смешанной авиадивизии. На вооружении имел 15 самолетов СБ.
22 августа экипаж бомбил противника в лесу у д.Трояново.
25 августа- в районе д.Балтумино.
26 августа- артиллерийские позиции у д.Казаки. Звено было атаковано истребителями противника, атака отбита огнем стрелков-радистов и истребителями сопровождения.
27 августа после бомбардировки войск противника были атакованы 4 истребителями противника, атака была отбита.
01 сентября бомбили пехоту противника.
06 сентября бомбили пехоту противника в районе Стригино.
09 сентября- в районе д.Вирбилово.
10 сентября- в районе Хмара.
К 14 сентября 1941г. начальник связи авиаэскадрильи лейтенант Долгов был представлен к ордену Красного Знамени, приказ о награждении от 23 ноября 1941г.
29 сентября 1941г. полк был переименован в 450 скоростной бомбардировочный авиаполк. В составе полка осталось 5 исправных самолета и 4- требующих ремонта.
07 октября 1941г. с 10-00 до 14-00 одиночными самолетами полк вылетал на разведку и бомбардировку войск противника в район Юхнов- Спас-Деменск. Экипажи в заданных районах противника не обнаружили. Совершено 8 вылетов. 4 экипажа не возвратились с задания. В полку осталось 2 исправных и 2 неисправных самолета СБ. К исходу дня противник занял Сухиничи и передовыми частями вышел к Козельску. Исправные самолеты были перегнаны на аэродром Серпухов. Два неисправных самолета по приказу капитана Дубового были уничтожены. По этому факту командиром дивизии подано ходатайство в военный трибунал о придании виновных суду.
12 октября 1941г. полк совершил 3 самолетовылета. Вел разведку железных дорог, бомбардировал станцию Козельск и колонну автомашин в районе Медынь. К концу дня в полку остался 1 исправный самолет.
В ночь с 13 на 14 октября полк вел разведку и бомбардировал войска противника в районе Юхнов, Мосальск, Спас-Деменск, совершив 2 вылета.
15 октября 1941г. личный состав полка направлен в г.Чкалов на доукомплектование и переучивание на самолет Пе-2.
В составе полка лейтенант Долгов совершил 24 успешных боевых вылета.
В мае 1942г. полк расформирован, командование и летный состав были переданы в состав формировавшегося 4 дальнего разведывательного авиационного полка (командир полка майор Берман Семен Давидович, с февраля 1943г. подполковник Артемьев Борис Павлович). На вооружении полк имел самолеты Пе-2, Пе-3.
Оперативные группы полка действовали на Западном, Ленинградском и Сталинградском фронтах.
Михаил Михайлович выполнил 2 боевых вылета на разведку. в экипаже летчика капитана Хватова Анатолия Эммануиловича.
В первые месяцы существования полка была сформирована 3-я авиаэскадрилья, на вооружении которой стояли американские истребители Р-39 «Аэрокобра». Командиром эскадрильи был назначен старший лейтенант Конкин Михаил Парфентьевич, ставший вскоре одним из первых Героев Советского Союза в составе полка.
Михаил Михайлович был назначен начальником штаба 3 авиаэскадрильи.
В 1943г. полк участвовал в Курской битве, вел разведку в Сумской, Полтавской, Харьковской, Киевской областях.
В июне 1943г. полк был преобразован в 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк.
В апреле 1944г. командование 3 авиаэскадрильей принял гварди капитан Сачков Виктор Петрович.
В 1944г. полк вел разведку в Львовской, Житомирской, Тернопольской, Брестской областях, в Польше.
В августе 1944г. гвардии капитан Долгов был представлен к ордену Отечественной войны II степени. Приказом от 05 октября 1944г. был награжден орденом Красной Звезды.
05 октября 1944г. командиром полка был назначен гвардии подполковник Звонцов Федор Федорович.
В 1945г. полк вел разведку оборонительных рубежей и передвижения войск противника в Польше, Чехословакии и Германии.
Приказом от 29 мая 1945г. гвардии капитан Долгов был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Уволен в запас 09 января 1954г.
Боевой путь
Воспоминания
Из книги Героя Советского Союза Евдокимов Григорий Петрович, выпускника ЧВАУ.
На нас новенькое с иголочки обмундирование темно-синего цвета, белая с синим галстуком рубашка, в петлицах по два кубика, на фуражке- «краб». На левом рукаве френча золотистого цвета знак в виде крыльев птицы. Френч перетянут широким офицерским ремнем с портупеей через правое плечо; (и ремень, и портупея еще пахнут свежевыделанной кожей). На ногах- начищенные до зеркального блеска хромовые сапоги.
Мы- вчерашние курсанты Челябинского авиационного училища- стоим в четком строю. На импровизированной трибуне начальник училища комбриг Емельянов Федор Емельянович. Среднего роста, с широкими, чуть покатыми плечами. Он выделяется среди окружающих его офицеров своей красивой парадной формой, на которой ярко блестели несколько боевых наград. По тому времени это было редкое явление, и мы с восхищением смотрели на него, уже сумевшего доказать свою преданность Родине.
Комбриг зачитал приказ наркома обороны о присвоении нам воинского звания «лейтенант», тепло нас поздравил с этим офицерским званием, всем пожелал успехов в нашей будущей работе. После этого нам зачитали приказ Главнокомандующего ВВС о назначении нас по строевым частям. Перед окончанием училища каждый загадывал- где ему придется начинать службу- вблизи ли родных и знакомых мест или в дальних и необжитых гарнизонах?
Начальник отдела кадров зачитал фамилии лейтенантов, назначенных в 168-й резервный авиационный полк Дальневосточного военного округа.
Некоторые посочувствовали нам: «Не повезло же вам с назначением». Но мы не жалели. Мы были молоды, здоровы, полны желания служить там, где найдет нужным командование. В одном, быть может, нам не повезло. Западникам (тем, кто получил назначение в западные округа) предоставили месячный отпуск. Нам же в отпуске отказали. На другой же день поезд увозил нас к новому месту назначения. О чем только мы не передумали и переговорили за время нашего длительного путешествия. Но вот, наконец, мы прибыли в Хабаровск, центр Дальневосточного края. К сожалению, подробно ознакомиться с городом не пришлось: поезд отправлялся через два часа.
На станцию мы прибыли рано утром. Никто нас не встретил. Узнав от местных жителей, что аэродром недалеко, мы отправились пешком. Было тихое июльское утро.
В лесу еще держались сумеречные тени. Вдруг тишину нарушил все нарастающий гул и вскоре над кромкой леса появился серебристый красавец моноплан. Мы остановились и, как по команде, подняли головы, провожая восхищенным взглядом скоростной бомбардировщик СБ, на котором нам предстояло летать. Полк был вооружен самолетами СБ конструкции Архангельского. Это был первый советский фронтовой бомбардировщик, цельнодюралевый, с хорошими аэродинамическими формами. Первый бомбардировщик с убирающимися шасси, с двумя моторами водяного охлаждения М-105 мощностью по 860 л. с., максимальной скоростью 424 километра в час, с дальностью полета до 1000 километров, бомбовой нагрузкой 500 килограммов. Боевое крещение самолет получил в Испании, где хорошо зарекомендовал себя. Экипаж самолета состоял из 3-х человек: летчика, штурмана и стрелка-радиста. Мы прибыли на должности штурманов, хотя именовались летчиками-наблюдателями. Мы долго ждали этой встречи. Допоздна засиживались за конспектами, сдавали зачеты, летали на учебных самолетах и жили мечтой о полетах на боевых машинах.
За разговорами незаметно добрались до аэродрома. Снова конспекты, схемы, тренировки. И вот он первый полет на боевом самолете.
Эти 60 минут полета, которые я провел не как курсант, а как равноправный член экипажа, запомнились мне надолго. Но летать приходилось мало — сказывалась нехватка самолетов.
Из письма капитана Хватова. Июнь 1942г.
Пишу письмо под самолетом. Тут же и спим. и кушаем. Летом это наш дом. Штурман у меня старший лейтенант Долгов.