Филин Александр Иванович
Филин
Александр
Иванович
Генерал-майор / Начальник НИИ ВВС (1937-1941) / Лётчик-испытатель
18.01.1903 - 23.02.1942

История солдата

Александр Иванович  Филин  - родился 18 января 1903 года в Москве.  Александр родился в семье кондуктора железных дорог и домохозяйки. 

В 1922 году  -  окончил военно-теоретическую Петроградскую школу авиации. 

В 1925 году - окончил  Борисоглебскую, а затем и Качинскую школу военных летчиков. 

С 1925 года - начало  военной  службы в 18-м авиаотряде в Чите. 

26 августа 1929 года - вместе  со специальным корреспондентом газеты "Пионерская правда" А.Ф. Ковальковым совершил беспосадочный перелет из Минеральных Вод в столицу. На легком самолете АИР-3 (конструкции молодого Александра Яковлева) они преодолели 1 700 км за 10 часов 23 минуты со средней скоростью 166,8 км/ч, установив рекорд дальности и средней скорости для этого класса легких самолетов.

С 1930 года -на летно-испытательной работе в НИИ ВВС.

В 1933 году - принимает активное участие в проведении государственных испытаний первых отечественных серийных самолетов с убирающимся в полете шасси — скоростных истребителей И-14 Павла Сухого и И-16 Николая Поликарпова. Впоследствии он же возглавил разработку методик летных испытаний скоростных самолетов с винтами изменяемого шага.

1 мая 1934 года - в воздушном параде над Красной площадью выполнил несколько головоломных трюков, смог с помощью создания сильной перегрузки выпустить заклинившее шасси на истребителе И-16, что позволило спасти опытную машину.

11-13 сентября 1934 года - вместе с М.М. Громовым и И.Т. Спириным на АНТ-25РД сумел продержаться в воздухе 74 часа 2 минуты, пролетев 12411 км по замкнутому маршруту Москва-Рязань-Харьков. За это был удостоен Ордена Ленина. 

В 1936 году -  командир авиационной экскадрильи боевого применения. Принимал участие в испытаниях самолета УТ-1. 

С ноября 1937  -  май 1941 гг.  - начальник НИИ ВВС.

27 мая 1939 года - награжден Орденом Красной Звезды “За успехи в организации испытаний авиационной техники”.

В феврале 1941 года НИИ ВВС выполнил полеты на дальность на двух самолетах МиГ-3 и получил вместо заданных 1000 км 820 и 857 км. Этот результат был следствием невозможности пользоваться высотным корректором (устройством, позволявшим экономить топливо на больших высотах), об этом было написано в официальном отчете НИИ ВВС.

7 мая 1941 года - в Кремле в присутствии Сталина состоялась совещание представителей высшего командования ВВС и руководства НКАП, на котором Филин выступает с докладом “О работе и состоянии НИИ ВВС РККА”. В своем докладе Филин подробно проанализировал работу института, показав имеющиеся недостатки и вскрыв их причины. 

23 мая 1941 года - арест НКВД СССР.

23 февраля 1942 года - расстрелян постановлением особого совещания при НКВД СССР  от 13 февраля 1942 года по обвинению в "антисоветском заговоре".

26 марта 1954 года - реабилитирован. 

Кенотаф - Кунцевское кладбище. 

Регион Астраханская область
Воинское звание Генерал-майор / Начальник НИИ ВВС (1937-1941)
Населенный пункт: Ахтубинск
Воинская специальность Лётчик-испытатель
Место рождения Москва
Годы службы 1921 1941
Дата рождения 18.01.1903
Дата смерти 23.02.1942

Боевой путь

Место призыва Москва
Дата призыва 04.1921
Боевое подразделение ВВС РККА

Награды

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

27 мая 1939 года - награжден Орденом Красной Звезды “За успехи в организации испытаний авиационной техники”.

Два Ордена Ленина

Два Ордена Ленина

За мужество и героизм, проявленные при выполнении перелёта Москва — Рязань — Харьков (первый орден - 1934 и второй - 1935).

Фотографии

С семьей. 1931 год. Фото: https://tass.ru/opinions/16817949

С семьей. 1931 год. Фото: https://tass.ru/opinions/16817949

Документ: https://stalin.memo.ru/persons/p44971/

Документ: https://stalin.memo.ru/persons/p44971/

Кенотаф. Кунцевское кладбище Москвы

Кенотаф. Кунцевское кладбище Москвы

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: