Иван
Вачильевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Служил в составе 16 бомбардировочного авиаполка 11 смешанной авиадивизии.
В конце апреля 1942г. в Монино на базе 215 отдельной разведывательной авиационной эскадрильи был сформирован 4 дальний разведывательный авиационный полк (командир- майор Берман Семен Давидович, военком- батальонный комиссар Артемьев Борис Павлович). На вооружении полк имел самолеты Пе-2, Пе-3, летом 1942г. добавилась эскадрилья американских истребителей «Аэрокобра».
Иван Васильевич механик по вооружению 2-й авиаэскадрилья полка (командир старший лейтенант Колодяжный Сергей Амвросиевич).
На базе 2-й эскадрильи была сформирована оперативная группа полка, которая действовала с оперативного аэродрома Добринка (Тамбовская обл.) в интересах Воронежского, Юго-Западного и Степного фронтов. В 1942г. группой руководил старший лейтенант Гаврилов Дмитрий Дмитриевич.
17 июня 1943г. полк был преобразован в 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк.
В 1943г. полк получил на вооружение самолеты А-20-Б (Дуглас-Бостон).
К концу октября 1943г. гвардии старший сержант Горячев подготовил самолеты полка к 100 боевым вылетам, в течение которых не было отказа материальной части.
Приказом от 25 октября 1943г. был награжден медалью «За боевые заслуги».
Награжден медалью «За оборону Сталинграда».
05 октября 1944г. командиром полка был назначен гвардии подполковник Звонцов Федор Федорович.
За годы войны Иван Васильевич подготовил вооружение самолетов к 850 боевым вылетам.
Приказом от 12 мая 1945г. был награжден орденом Красной Звезды.
Награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Гвардии младший лейтенант Горячев был уволен в запас 14 октября 1950г.
В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны II степени.
Боевой путь
Воспоминания
Из документальной повести Машталер Леонида Ивановича «Воздушные разведчики».
В нашей эскадрилье существовал порядок: после того, как экипаж разместится на своих местах, опробует все оборудование и запустит моторы, оружейник И. Горячев начинал устанавливать пиропатроны на ракетные установки. Они размещались под плоскостями самолета. Как-то он подошел к одной из установок, поставил пиропатрон и принялся заворачивать контактную вилку. Внезапно реактивный снаряд сработал и с диким ревом улетел в ближайший лес. Пламенем и сильнейшей струей отработанных газов Горячева отбросило в сторону крутившегося на малых оборотах винта. Буквально чудом оружейник не был им зарублен.
Такое могло произойти только при условии, что в цепи между кнопкой в кабине пилота и снарядами каким-то образом оказался ток. Естественно, в дальнейшем пришлось перед каждым вылетом более тщательно и здесь проверять электропроводку.
...Летом 1942 года экипаж под командованием летчика Васильева (я изменил фамилию в надежде, что этот человек в дальнейшем, возможно, сумел найти свое место в боевом строю) получил задание на разведку моторизованных колонн противника в районе Жиздры. «Петляков» как обычно взлетел, но внезапно сделал круг над аэродромом и пошел на посадку. Потом произошло нечто вообще непонятное: при посадке летчик почему-то не выпустил шасси. Удар о бетонную полосу вызвал тысячи искр, от которых из-под мотогондолы полыхнуло пламя. Учитывая, что в каждой мотогондоле находилось по бомбе, а пространство вокруг них заполнено кипами листовок, последствия надо было ожидать самые трагические.
Экипаж быстро покинул самолет и встал чуть в стороне, испуганно наблюдая за тем, как пламя набирает силу. В считанные минуты возле горящего «петлякова» оказались командир полка Артемьев, техники И. Саплин и Д. Ильин, оружейники В. Крапивный и И. Горячев. Общими усилиями они погасили огонь и вывернули из бомб взрыватели. Позже командование полка провело тщательное расследование этого инцидента, в ходе которого выяснилось, что самолет был вполне исправный, а у летчика Васильева от страха буквально пошла кругом голова. Сам он так и не смог дать вразумительную оценку своим действиям. Вскоре Васильев быт переведен в другую часть. К работе в воздушной разведке он, мягко говоря, оказался не пригоден.