Бурашников Андрей Григорьевич
Бурашников
Андрей
Григорьевич
гвардии старшина
Дата рождения: 26.10.1918

История солдата

Окончил школу 7-летку.

С декабря 1939г. стрелок 167 отдельного саперного батальона. В январе 1940г. принял военную присягу.

С января 1940г. курсант Энгельсского военного авиационного училища.

С октября 1940г. радист 125 скоростного бомбардировочного авиаполка. Командир полка майор Кобец Александр Иванович.

17 декабря 1940г. полк перебазировался на аэродром Быхов.

05 мая 1941г. полк перебазировался на аэродром Миньков.

22 июня 1941г. с аэродрома Миньков 27 самолетов СБ полка, ведомый командиром полка Кобец Александр Иванович, с высоты 1200м. бомбардировали аэродромы противника Рыгалы и Сернетка (район Сувалки). Были обстреляны огнем зенитной артиллерии, атакованы истребителями. Сбито и повреждено 4 СБ. Ответным огнем сбит истребитель Ме-109 (Мессершмитт). 

24 июня 1941г. 9 бомбардировщиков Ю-88 (Юнкерс) бомбардировали аэродром Солон. Получил тяжелые ранения и скончался комполка майор Кобец. Командование полком принял капитан Алпатов Владимир Яковлевич.

За две недели боев полк потерял 36 самолетов.

05 июля 1941г. завершился первый этап боевой деятельности полка, 8 экипажей на самолетах перебазировались на аэродром Гноево и перешли в подчинение командира 121 скоростного бомбардировочного авиаполка. Личный состав полка начал перебазирование в г.Казань для переучивания на самолет Пе-2. 

С 17 сентября 1941г. 125 бомбардировочный авиаполк перебазировался на самолетах Пе-2 с аэродрома Быково (г.Москва) на аэродром Углово (г.Ленинград). Командир полка- майор Сандалов Владимир Александрович

22 сентября полк перелетел на аэродром Сарожа.

26 сентября 1941г. звено 1-й авиаэскадрильи, ведущий- командир эскадрильи капитан Ткач Павел Никитич, в 09-40 с высоты 1000м. нанесло удар по складу боеприпасов в районе станции Горы. Обстреляны огнем зенитной артиллерии (ЗА), атакованы парой истребителей Ме-109. Звено возвратилось без потерь.

Вторым вылетов в 10-50 звено бомбардировало ту же цель. Обстреляны ЗА, атакованы истребителем Ме-109. Возвратились без потерь.

Третьим вылетов в 13-10  с высоты 900м. бомбардировали район Склаков. Огнем ЗА поврежден мотор у самолета №16/41, экипаж: младший лейтенант Черных Иван Сергеевич, стрелок-бомбардир лейтенант Косинов Семен Кириллович. стрелок-радист старший сержант Бурашников Андрей Григорьевич. Летчик посадил самолет с убранными шасси в районе д.Гатика, экипаж невредим. Огнем ЗА подбит второй ведомый звена- самолет младшего лейтенанта Ромашевского Владимира Ивановича.

11 октября все самолеты полка перелетели на аэродром Левашово.

12 октября шесть самолетов Пе-2 в сопровождении 13 истребителей МиТ-3 в 13-08 с высоты 700м произвели налет на аэродром противника Сиверская. По данным разведки было уничтожено и повреждено 23 самолета противника.

13 октября пять самолетов Пе-2 в сопровождении 10 истребителей МиТ-3 в 08-27 с высоты 2300м бомбили аэродром противника Сиверская. Подожжены ангар, служебное помещение и штаб. По показанию пленного немецкого летчика уничтожено 3 самолета.

К 16 октября 1941г. Андрей Григорьевич совершил 29 успешных боевых вылетов на самолете Пе-2. Представлен командованием полка к ордену Красного Знамени и медали «За боевые заслуги». Командованием ВВС Ленинградского фронта- к ордену Красного Знамени. Приказом от 20 декабря 1941г. награжден медалью «За отвагу».

За совершенные 50 боевых вылетов награжден премией 6000 рублей.

13 ноября 1941г. пять самолетов Пе-2 в сопровождении шести истребителей МиГ-3 в 15-47 с высоты 2550м. бомбардировало железнодорожный эшелон на станции Тосно. 2 бомбы попали в эшелон, остальные- на станционные пути. В районе Колпино были встречены двенадцатью истребителями Ме-109. Истребители сопровождения вступили в бой. Сбиты два наших истребителя. Самолет №11/43 старшего политрука Колосова отстал от строя, при заходе на посадку у аэродрома Левашово был атакован пятью истребителями Ме-109 и сбит.  Истребители пытались атаковать аэродром, но были встречены огнем воздушных стрелков и бомбардиров севших самолетов.

Старший политрук Колосов Константин Спиридонович и штурман адъютант эскадрильи старший лейтенант Гвардиян Павел Никифорович погибли, стрелок-радист старший сержант Бурашников Андрей Григорьевич тяжело ранен- в голову, правую руку и правое бедро, направлен в эвакогоспиталь ЭГ 2222. 25 ноября 1941г. переведен в госпиталь 1015, затем в эвакогоспиталь ЭГ 442. 04 февраля 1942г. выбыл в ВСП 18.

12 декабря 1941г. командованием полка представлен к ордену Ленина, представление поддержало Командование ВВС Ленинградского фронта. Приказом от 26 февраля 1942г. награжден орденом Красного Знамени.

После излечения получил отпуск, приехал в с.Ключевка. 

27 июня 1942г. из Бавлинского райвоенкомата направлен в г.Саратов, в Смоленское пехотное училище.

31 января 1943г. с Казанского военно-пересыльного пункта направлен в 23 учебный танковый полк (г.Казань).

К марту 1943г. старший сержант Бурашников радист танка Т-34 254 танкового батальона 50 танковой бригады.

Находясь на танке в разведке, держал бесперебойную связь с командованием батальона, сообщая результаты разведки и принимая дальнейшие указания.

Входил в состав экипажа лейтенанта Петрова Филиппа Григорьевича. В боях экипаж уничтожил 3 танка T-IV и до 70 солдат и офицеров противника.

Приказом от 14 марта 1943г. награжден орденом Красной Звезды.

С 05 июня 1944г. 254 танковый батальон переименован во 2-й танковый батальон.

К июлю 1944г. стрелок-радист танка Т-34 2-го батальона бригады. Входил в экипаж младшего лейтенанта Доронина Николая Петровича.

Во время разгрома автоколонны противника на шоссе Люблин-Варшава огнем пулемета уничтожил до 20 солдат и офицеров противника, 3 грузовых и 2 штабных автомашины. В бою у с.Петровицы экипаж уничтожил танк T-IV.

Приказом от 28 июля 1944г. Андрей Григорьевич награжден орденом Славы III степени.

С ноября 1944г. мастер радиостанций малой мощности 2 батальона.

01 декабря 1944г. бригада удостоена звания гвардейская.

В период проведения Висло-Одерской наступательной операции 1 Белорусского фронта обеспечил бесперебойную работу раций батальона. Поддерживал связь внутри батальона.

18 января 1945г. взял в плен группу офицеров пограничной службы.

24 января 1945г. гвардии старший сержант Бурашников представлен к ордену Красной Звезды. Приказ о награждении от 15 февраля 1945г.

В период боев за г.Альтдамм (Домбе, Польша) исполнял обязанности начальника связи батальона. Ремонтировал радиостанции, порой, на поле боя. В районе Клебов лично обеспечил радиосвязь между командиром батальона и командиром бригады.

Представлен к ордену Красной Звезды, приказом от 21 марта 1945г. награжден медалью «За боевые заслуги».

В период Берлинской наступательной операции, в боях за станцию Шульцендорф- 19 апреля 1945г. и за г.Шпандау- 03 мая 1945г. огнем автомата уничтожил 3 солдат противника, взял в плен 38 человек.

Представлен командиром батальона гвардии капитаном Калашниковым Александром Моисеевичем к ордену Отечественной войны I степени, командиром бригады к ордену Славы II степени, представление поддержал командир 9 гвардейского танкового корпуса Герой Советского Союза гв.генерал-майор танковых войск Веденеев Николай Денисович. Приказом от 21 мая 1945г. гвардии старшина Бурашников награжден медалью «За отвагу».

Награжден медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Демобилизован 09 января 1946г.

В честь 40-летия Победы награжден орденом Отечественной войны I степени.

Регион Республика Татарстан
Воинское звание гвардии старшина
Населенный пункт: Бугульма
Место рождения с.Ключевка, Бугульминский р-н, Татарстан.
Годы службы 1939 1946
Дата рождения 26.10.1918

Боевой путь

Место призыва Бавлинский РВК, Татарстан
Дата призыва 5.10.1939
Боевое подразделение 125 скоростной бомбардировочный авиаполк/бомбардировочный авиаполк, 50 танковая бригада/ гвардейская танковая бригада

Воспоминания

Статья из газеты "Сталинский сокол" от 26 ноября 1941г.

Была у Андрея Бурашникова любимая профессия. Нравились ему строгие колонки цифр, толстые гроссбухи.
– И сейчас он хороший бухгалтер, – шутя, говорит командир экипажа Иван Черных. Только другой счет приходится вести. «Сальдо Гансам» особая бухгалтерия.
Ивану Черных 22 года. Он самый молодой командир пикирующего бомбардировщика и самый молодой в своем экипаже. Счетовод «сальдо Гансам» рыжеватый, несколько застенчивый младший сержант Андрей Бурашников годом старше своего командира, а штурман Семен Косинов самый «пожилой» из всех. Он родился в 1917 году.
Таков экипаж самолета, уже совершивший больше 50 боевых вылетов. Такой экипаж из трех молодых по возрасту людей, вскормленных, воспитанных страной социализма. Впрочем, эти три воина очень похожи на миллионы других, воюющих в пехоте, в артиллерии, за штурвалом самолета, в партизанских отрядах. Это воины, которые защищают свою родину от чужеземных захватчиков и верят в правоту своего дела.
Иван Черных сибиряк. Уроженец г. Томска. Он с любовью вспоминает дом, в котором жил, улицы, по которым бегал на коньках в 40-градусный мороз, школу двухэтажный белый домик, стоявший за красивой оградой на перекрестке двух улиц. В школе этой модельный кружок. Здесь он мастерил свою «утку» – двухфюзеляжную модель самолета. «Утка» в 1934 году установила рекорд дальности полета. Иван Черных мечтал стать авиатором. Он стал им.
– Только бы не сидеть на земле! Летать, воевать, снова летать и снова бомбить, покоя врагу не давать, чтобы дыхание у подлецов спирало! – так говорит Черных.
Так и сложились его 50 вылетов, мужественных и бесстрашных, отравивших на ТОТ свет не один десяток «Гансов» и уничтоживших их машины.
Больше всего Черных и его двум друзьям нравится бомбить вражеские аэродромы.
– Видна работенка! Как загорится внизу, можно подсчитать. Получается активный баланс, говорит Андрей Бурашников. – А у нас, как никак, семь вылетов по аэродромам.
Немцы сконцентрировали несколько десятков самолетов недалеко от Ленинграда. Надо было во что бы то ни стало сорвать бандитские замыслы врага, помешать налетам на мирных жителей.
Семерку повел майор Сандалов. В ее числе и мастер аэродромных атак младший лейтенант И. Черных. Экипажи, используя облачность, скрытно подошли к цели. Пять тонн бомб было сброшено с самолетов. Майор Сандалов и ведомые им летчики блестяще провели операцию. С высоты 700 метров они уничтожили несколько десятков машин со свастикой.
В эти ночи ленинградцы спали спокойно.
Иван Черных был очень доволен налетом.
– Перед самыми праздниками, рассказывал он, фашистские изуверы бросали ленинградцам листовки: 5-го и 6-го будем бомбить, а 7-го будете хоронить. Не вышло! Октябрьский фейерверк устроили мы им. Да еще какой! Зажгли самолеты на аэродромах и два склада с горючим и боеприпасами. Высота разрывов достигала 500 метров.
Черных и его экипаж летают в любую погоду, в любых условиях. Пикирующий бомбардировщик громит фашистские аэродромы. железнодорожные узлы, артиллерийские позиции, передний край обороны врага. Как-то младшему лейтенанту Черных и его товарищам довелось сбросить весь свой смертоносный груз с высоты 70 метров на фашистов, засевших в обороне. Об этом полете летчик рассказывает коротко:.
– Зашли с тыла противника километров 30, маскировались в двухслойных облаках. Подошли к цели. Зенитки, правда, били крепко, но мы отбомбились. Сбросили на их головы 250 килограммов.
Командир эскадрильи капитан Резвых добавляет:
– Экипаж Черных отлично держался строя, искусно маневрировал в зоне зенитного огня. Черных мой старый друг, сотоварищ...
Искренняя дружба летчиков двух поколений зародилась еще в довоенные дни. Черных и тогда не любил сидеть на земле. Он стремился в воздух в любую погоду, днем и ночью. Капитан старался удовлетворить жажду к знаниям молодого, способного летчика. С первых дней войны капитан и младший лейтенант летают в одном звене.
Но Черных не любит, когда говорят о нем. Он предпочитает рассказывать о своих боевых товарищах.
– Вот штурман у меня мировой, уверен в нем на все сто, горячо говорит командир экипажа. Могу итти в полет без карты. Какая бы ни была погода, приведет самолет в заданное место. Был случай, когда мы в воздухе оторвались от звена. Погода не радовала сплошная облачность, но не везти же бомбы обратно. Решили бомбить самостоятельно. Вышли точно на цель место скопления фашистских войск и артиллерия. Правда, нас поцарапали, но ничего, им досталось куда больше. Обратно шли в облаках. Косинов вывел машину над самым аэродромом.
Он умолкает на минуту и тотчас же добавляет:
– А огонь пулеметов Андрея Бурашникова испытал на себе не один «ганс». Вы не смотрите, что он молчаливый: отменно бьет по целям. Всегда прилетает без патронов. Как шуганет, того и гляди, чтобы самолет в мертвый конус не взяло. Вот какие у меня товарищи!
С неменьшим восхищением отзывается молодой летчик и о своей машине:
– На такой воевать можно. Мне дали машину с отличной скоростью и нагрузкой.
Как-то звено уже после бомбежки уходило от цели. Это было в районе озера Л. Штурман заметил четыре «Мессершмитта-109», шедших с максимальной скоростью. Наши летчики тоже дали полный газ. Немцы пытались было зайти сверху. Не вышло. У немецких истребителей нехватило скорости, чтобы догнать советские бомбардировщики. Гнались они километров 60. Только и видели хвосты наших самолетов да стреляли без прицела. Так, не солоно хлебавши, повернули назад.
– Помните, как товарищ Сталин сказал? – спросил Черных. Он полез в карман комбинезона, вынул маленький блокнот и прочитал: «Наша авиация по качеству превосходит немецкую авиацию, а наши славные летчики покрыли себя славой бесстрашных бойцов».



Старший политрук Г. Сожин.

После войны

В 1948г. окончил 6-месячные курсы лесотехников. Работал лесотехником в Бавлинском лесхозе.

Семья солдата

Николай
Бурашников Николай Андреевич

сын

Надежда
Бурашникова Надежда Андреевна

дочь

Екатерина
Бурашникова Екатерина Яковлевна

жена

Однополчане

Кобец Александр Иванович

Кобец Александр Иванович

Алпатов Владимир Яковлевич

Алпатов Владимир Яковлевич

Сандалов Владимир Александрович

Сандалов Владимир Александрович

Резвых Анатолий Иванович

Резвых Анатолий Иванович

Черных Иван Сергеевич

Черных Иван Сергеевич

Косинов Семен Кириллович

Косинов Семен Кириллович

Колосов Константин Спиридонович

Колосов Константин Спиридонович

Калашников Александр Моисеевич

Калашников Александр Моисеевич

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: