Горобец Александр Алексеевич
Горобец
Александр
Алексеевич
капитан (в 1945г.)
21.10.1918 - 14.02.2015

История солдата

С ноября 1940г. младший летчик-наблюдатель (летнаб) 40 скоростного бомбардировочного авиаполка.

В октябре 1941г на базе полка создан 511 скоростной бомбардировочный авиаполк (командир полка- майор Бабанов Анатолий Александрович.

28 ноября летчик сержант Радин Николай Васильевич и стрелок-бомбардир лейтенант Горобец Александр Алексеевич вылетели на разведку дорог за линией фронта. Заметив скопление автомашин и живой силы, экипаж сбросил на них две стокилограммовые авиабомбы. В этот момент из-за облаков появилось звено истребителей Heinkel (Хенкель). Ведущий истребитель дал очередь из пушки. Несколько снарядов, пробив колпак, разорвались внутри кабины. Летчик Радин осколками был ранен в лицо. Кровь попала в глаза. Штурман был ранен в лицо и ногу, но вел огонь из пулемета. Один из истребителей, попытавшийся подойти на близкую дистанцию, был подбит и, с дымящимся мотором со снижением ушел в сторону. Оставшиеся два Хенкеля, дав несколько очередей с дальней дистанции, вышли из боя. У самолета Николая Васильевича был пробит левый мотор, он сбавлял обороты. Командир запросил у штурмана курс на свой аэродром. Ответа не последовало. Повернувшись, летчик увидел, что штурман, сняв шлем, пытается забинтовать раненую голову. Дотронувшись до его плеча, Николай Васильевич показа рукой на компас. Через пару минут штурман определил местонахождения самолета, но передать курс летчику не смог- не работало переговорное устройство- осколки снаряда перебили проводку. Окровавленным пальцем лейтенант Горобец написал на стекле фонаря требуемый курс.

Лететь оставалось минут 20-25, но летчик Радин чувствовал, как силы покидают его. Левый мотор стал, вести самолет стало трудней. Николай Васильевич не хотел терять самолет, собрав последние силы, он сумел совершить посадку на своем аэродроме.

После госпиталя летчик и штурман вернулись в полк.

12 января 1942г. выполняя задание, самолет был обстрелян зенитной артиллерией противника. При возвращении, за 400м до своего аэродрома, самолет вошел в штопор, упал и разбился. Летчик мл.лейтенант Радин погиб, лейтенант Горобец получил легкие ранения.

Совершил 10 боевых вылетов, представлен к ордену Красного Знамени, приказом от 11 апреля 1942г. награжден орденом Красной Звезды.

Награжден медалью «За оборону Москвы».

В начале 1943г. полк преобразован в 511 отдельный разведывательный авиаполк (командир полка- майор Бабанов Анатолий Александрович).

С июня 1943г. полк в составе Степного фронта.

04 августа во время разведывательного полета в районе Казачья Лопань самолет был атакован пятью истребителями Ме-109 (Мессершмитт). Умело маневрируя, летчик лейтенант Гришанов Александр Васильевич  дал возможность вести огонь штурману и стрелку-радисту. Штурман ст.лейтенант Горобец  подбил один истребитель, который со снижением ушел на свою территорию, остальные продолжали атаку. Самолет был подожжен, отказали оба мотора. Огонь обжигал лица летчика и штурмана, за линией фронта, на своей территории, в поле произвели посадку. Экипаж успел выпрыгнуть из кабины, после чего раздался взрыв.

13 августа в районе Основа был атакован истребителем FW-190 (Вокке-Вульф). Воздушный стрелок огнем из пулемета не дал истребителю возможности приблизиться для эффективной атаки.

Совершил 16 боевых вылетов. Приказом от 03 сентября 1943г. награжден орденом Отечественной войны II степени.

Со своим звеном выделен в распоряжение командующего 52 гвардейской армии для обеспечения воздушной разведки на время Черкасской операции. Произвел 14 боевых вылетов, часто в тяжелых метеоусловиях. Так 14 декабря 1943г. при оледенении и сильной дымке, обнаружил скопление до 250 автомашин, 30 орудий и до двух полков пехоты в районе Смела. Второй раз вылетев на разведку, в районе Красная Слобода вскрыл густую сеть траншей, противотанковых рвов и ДЗОТов.

Затем переброшен на 2-й Украинский фронт, который вел бои за г.Умань.

25 февраля 1944г. в районе Константиновка экипаж был атакован парой истребителей Ме-109 (Мессершмитт). Стрелок-радист огнем пулемета не допустил противника занять удобное для атаки положение.

12 марта обнаружиил на аэродроме Арбузинка до 10 самолетов.

17 марта на бетонированном аэродроме в районе Вознесенкс- до 150 самолетов.

29 марта в сложных метеоусловиях с высоты 100м экипаж произвел разведку отхода войск противника в направлении Яссы- Кишенев. За выполнение задание получил благодарность генерала-полковника авиации Горюнова.

В конце марта 1944г. командиром полка назначен подполковник Берман Семен Давидович.

16 апреля, взлетев с аэродрома Тростенец экипаж в составе: командир- летчик капитан Гришанов Александр Васильевич, штурман  Горобец, стрелок-радист ст.сержант Тронь Николай Антонович, при авиаразведке по фотографированию оборонительных рубежей противника по правому берегу р.Молдава, при подходе к г.Роман на высоте 4000м заметил взлет пары истребителей Ме-109 (Мессершмитт). Экипаж продолжил выполнять задание, одновременно следя за полетом истребителей. В конце маршрута истребители произвели две атаки, после чего ушли на свою территорию. В этот момент справа спереди на той же высоте атаку произвели два истребителя FW-190 (Фокке-Вульф). Капитан Гришанов сделал небольшой левый крен, что позволило штурману Горобец вести прицельный огонь. В результате чего был подбит один FW -190. Второй, произведя еще одну атаку, ушел на свою территорию. В воздушном бою снарядом было разбито крепление стабилизатора, перебиты тяги рулей поворота. Самолет потерял управление и на скорости 500-600 км/ч стал падать вниз. На высоте 100-150м. летчик с помощью штурмана вывел самолет из пикирования в горизонтальное положение и дотянул до ближайшего аэродрома. Экипаж полностью выполнил фотографирование сильно укрепленного оборонительного рубежа, фотоснимки были переданы в штаб 2-го Украинского фронта маршала Конева.

За последующий 21 боевой вылет приказом от 05 июня 1944г. ст.лейтенант Горобец награжден орденом Красного Знамени.

Совершил еще 18 успешных боевых вылетов на разведку (всего произвел- 62).  Летом 1944г. назначен помощником начальника 1 отделения отдела кадров 5 воздушной армии (начальник отдела- майор Ампилов Иван Васильевич). В короткий срок освоил принципы кадровой работы. Занимался комплектованием боевых частей, подбором офицерского состава для направления в учебные заведения ВВС Красной армии.

Приказом от 01 июня 1945г. капитан Горобец  награжден орденом Отечественной войны I степени.

Награжден медалями «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1950г. награжден медалью «За боевые заслуги», в 1955г.- орденом Красной Звезды, в 1968г.- орденом «Знак Почета», награждался юбилейными медалями.

Полковник Горобец вышел в отставку 02 декабря 1971г..

Регион Украина
Воинское звание капитан (в 1945г.)
Населенный пункт: Украина
Место рождения с.Засулье, Роменский р-н, Сумская обл.
Годы службы 1939 1971
Дата рождения 21.10.1918
Дата смерти 14.02.2015

Боевой путь

Место призыва Роменский РВК, Сумская обл.
Дата призыва 12.11.1939
Боевое подразделение 511 отдельный разведывательный авиаполк, 5 воздушная армия

Документы

Схема воздушного боя.

Схема воздушного боя.

Фотографии

Экипаж перед вылетом. Справа Гришанов Александр Васильевич, рядом Горобец Александр Алексеевич, в самолете- Тронь Николай Антонович

Экипаж перед вылетом. Справа Гришанов Александр Васильевич, рядом Горобец Александр Алексеевич, в самолете- Тронь Николай Антонович

Однополчане

Бабанов Анатолий Александрович

Бабанов Анатолий Александрович

Берман Семен Давидович

Берман Семен Давидович

Гришанов Александр Васильевич

Гришанов Александр Васильевич

Тронь Николай Антонович

Тронь Николай Антонович

Ампилов Иван Васильевич

Ампилов Иван Васильевич

Радин Николай Васильевич

Радин Николай Васильевич

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: