Ковальчук Николай Евстафьевич
Ковальчук
Николай
Евстафьевич
гвардии капитан
Дата рождения: 17.11.1913

История солдата

Служил штурманов экипажа самолета СБ 57 бомбардировочного авиаполка, базировавшегося на аэродроме Чернышовка в Приморье. 

С 06 июля 1941г. полк начал перелет на аэродром Сасово (Рязанская обл.). В конце июля в Сасово полк был переформирован в два полка. 1-я и 2-я авиаэскадрильи составили 57 «А» скоростной бомбардировочный авиаполк (командир полка майор Суржин Иван Семенович, помощник командира полка- старший лейтенант Кожевников Василий Дмитриевич).

22 августа полк вошел в составе 10 смешанной авиадивизии. На вооружении имел 15 самолетов СБ.

29 сентября 1941г. полк был переименован в 450 скоростной бомбардировочный авиаполк. 

В составе полка Николай Евстафьевич совершил 21 вылет на бомбардировку войск противника, 3 из них- ночные. Был представлен к ордену Красного Знамени, награжден не был.

В мае 1942г. полк расформирован, командование и летный состав были переданы в состав формировавшегося 4 дальнего разведывательного авиационного полка (командир полка майор Берман Семен Давидович, военком- батальонный комиссар Артемьев Борис Павлович).

На вооружении полк имел самолеты Пе-2, Пе-3, с лета 1942г.-  американские самолеты «Аэрокобра».

17 июля 1942г. летчик Шурыгин Иван Иванович и штурман Ковальчук в сложных метеоусловиях, ведя полет на малой высоте, подвергаясь обстрелам зенитной артиллерии, обнаружил у станции Сычевка 55 танков и несколько воинских эшелонов.

29 октября 1942г. в районе Жиздры экипаж пикированием ушел от истребителей противника, скрылся в облачности и продолжил выполнять задачу.

Николай Евстафьевич совершил несколько боевых вылетов в составе оперативной группы полка, которая действовала с оперативного аэродрома Добринка (Тамбовская обл.) в интересах Воронежского, Юго-Западного и Степного фронтов. В 1942г. группой руководил старший лейтенант Гаврилов Дмитрий Дмитриевич.

Экипаж самолета Пе-2: летчик Озерков Ефим Павлович, штурман Ковальчук Николай Евстафьевич, стрелок-радист Лукьянчук Трофим Якимович. Самолет к вылетам готовили: техник авиационный Жирнов Сергей Иванович, механик авиационный Исаев Василий Петрович, моторист авиационный Седов Николай Яковлевич.

16 января 1943г. экипаж Шурыгин- Ковальчук выпустил реактивные снаряды по приближавшимся истребителям. Выполнил задание по разведке аэродромов Сеща и Брянск, станции Брянск и вернулся на свой аэродром.

В январе 1943г. командование полком принял подполковник Артемьев.

К средине января 1943г. штурман звена 1 авиаэскадрильи старший лейтенант Ковальчук совершил 20 боевых вылетов на разведку, 15 из них- успешные. Был представлен к ордену Красного Знамени, приказом от 21 февраля 1943г. награжден орденом Красной Звезды.

Награжден медалью «За оборону Сталинграда».

17 июня 1943г. полк был преобразован в 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк. 

Командир 1 авиаэскадрильи полка гвардии майор Плитка Григорий Саввич.

02 августа 1943г. экипаж самолета Пе-2 №3: командир звена гвардии старший лейтенант Шурыгин Иван Иванович, летнаб старший гвардии старший лейтенант Ковальчук Николай Евстафьевич, воздушный стрелок-радист гвардии старший сержант Абакумов Иван Архипович, вылетев с аэродрома Курск, выполнил разведку передвижения войск противника в районе Севск- Новгород Северский.

03 августа в 06-30 на самолете Пе-3 №38 экипаж: Шурыгин, Ковальчук выполнил разведку (частично, причина не указана) железнодорожных станций и аэродромов в районе Новгород Северский- Новозыбков- Гомель- Бахмач- Конотоп- Ворожба.

В 15-55 на самолете Пе-3 №31 экипаж  Шурыгин, Ковальчук вылетел в район Хутор Михайловский- Унеча- Новозыбков. В районе Хутор Михайловский был встречен парой истребителей ФВ-190, пикированием ушел на свою территорию. Из-за плохого качества кислорода в дыхательной системе Иван Иванович чувствовал недомогание.

04 августа в 07-10 экипаж вновь вылетел в район Хутор Михайловский- Унеча. Через 2ч 10мин вернулся на свой аэродром из-за отсутствия кислорода в дыхательной системе летчика.

В 13-30 экипаж вылетел в район Хутор Михайловский- Унеча- Новозыбков- Гомель- Новгород Северский. Выполнив задание, через 2ч 40мин вернулся на свой аэродром.

05 августа экипаж вылетел в район Новгород Северский- Гомель. Вернулся через 1ч 05мин из-за плохих метеоусловий на маршруте.

06 августа экипаж самолета Пе-2 №14 Шурыгин, Ковальчук, Абакумов вылетел в район Сумы- Ромны- Гадяч- Ахтырка. Из-за ливневого дождя вернулся из района Суджы.

07 августа в 06-05 экипаж Шурыгин, Ковальчук, Абакумов вылетел в район Трубчевск- Почеп- Брянск. Из-за отказа материальной части вернулся из района Хутор Михайловский через полтора часа полета.

После устранения неисправности, экипаж в 14-25 вылетел с аэродрома Курск и выполнил фотографирование рубежа обороны противника на р.Десна в районе д.Острая Лука (Брянская обл.).

17 августа 1943г. в 05-35 экипаж: летчик младший лейтенант Деменев Александр Ефимович, летнаб Ковальчук, стрелок-радист гвардии старший сержант Жириков Федор Прокопьевич, вылетел на разведку погоды. Ввернулся через час полета из-за ухудшившихся метеоусловий.

В 08-40 вылетев в район Севска, так же вернулся из-за плохой погоды на маршруте.

19 августа экипаж: летчик лейтенант Перфильев Николай Егорович, летнаб Ковальчук, стрелок-радист сержант Патрикеев Федор Иванович, на самолете №46 произвел радиальную съемку по маршруту Севск- Середина-Буда- Писаревка- Новгород-Северский- Дегтяровка- Ямполь- Марчихина Буда.

22 августа экипаж Перфильев- Ковальчук- Патрикеев на самолете №10 выполнил аэрофотосъемку авиационных площадок и аэроузлов противника по маршруту Хутор-Михайловский- Погар- Роговка- Новгород-Северский. 

23 августа экипаж Перфильев- Ковальчук- Патрикеев на самолете №38 выполнил аэрофотосъемку южного берега р.Сейм от Путивля до Глушково.

25 августа экипаж Перфильев- Ковальчук- Патрикеев на самолете №21 установил нахождение посадочных площадок и движение по железной дороге на маршруте Рыльск- Глухов- Эсмань- Кролевец- Ворожба.

26 августа экипаж Перфильев- Ковальчук- Патрикеев установил движение по грунтовым и железным дорогам на маршруте Виры- Ромны- Сумы- Белополье- Гадяч. В районе Сумы был атакован парой истребителей противника.

29 августа экипаж Шурыгин, Ковальчук выполнил разведку района Хутор Михайловский- Унеча- Конотоп- Ворожба.

30 августа экипаж Шурыгин, Ковальчук выполнил разведку района Ворожба- Конотоп- Кролевец.

31 августа экипаж Шурыгин, Ковальчук выполнил разведку района Ромны- Прилуки- Киев- Конотоп.

01 сентября экипаж Шурыгин, Ковальчук выполнил разведку района Ворожба- Конотоп - Киев- Прилуки- Ромны.

02 сентября экипаж Шурыгин, Ковальчук выполнил разведывательный полет в районе Прилуки- Яготин- Белая Церковь- Киев.

03 сентября экипаж Шурыгин, Ковальчук, вылетев в 08-10 в район Нежин- Киев, вернулся через 1ч 50мин из-за плохих метеоусловий на маршруте. 

Вторым вылетом с 13-40 за 2ч 45мин выполнил разведку аэродромов и железнодорожных узлов а районе Нежин- Киев- Яготин.

04 сентября 1943г. экипаж: летчик гвардии капитан Кожинов Степан Иванович, летнаб Ковальчук, стрелок-радист Жириков, выполнил разведку района Конотоп- Путивль.

05 сентября экипаж Шурыгин, Ковальчук выполнил маршрутную съемку участка р.Десна.

06 сентября экипаж Шурыгин, Ковальчук за 3ч 00мин выполнил разведку аэродромов и железнодорожных узлов а районе Макошино- Гомель- Чернигов- Нежин- Бахмач.

07 сентября экипаж Шурыгин, Ковальчук за 3ч 00мин выполнил ту же задачу а районе Бахмач- Гомель- Чернигов. 

08 сентября экипаж Шурыгин, Ковальчук за 2ч 55мин выполнил ту же задачу а районе Макошино- Щорс- Гомель- Чернигов. 

09 сентября экипаж Шурыгин, Ковальчук за 3ч 05мин выполнил ту же задачу а районе Нежин- Киев- Яготин- Новая Басань- Ичня.

10 сентября экипаж Шурыгин, Ковальчук, вылетев с аэродрома Кагановка, произвел разведку погоды в районе Ромны- Ромодан- Прилуки.

12 сентября экипаж Шурыгин, Ковальчук вернулся из района Новозыбков из-за плохих метеоусловий.

К 13 сентября 1943г. гвардии старший лейтенант Ковальчук совершил 63 успешных боевых вылета на разведку. Был представлен к ордену Красного Знамени. Приказ о награждении от 06 ноября 1943г.

14 сентября экипаж самолете Пн-2 Шурыгин, Ковальчук, Абакумов выполнил разведку в районе Ромны- Лохвица.

15 сентября экипаж Шурыгин, Ковальчук выполнил разведку погоды в районе Щорс- Гомель- Чернигов.

07 октября экипаж самолета Пе-2 №36: летчик гвардии младший лейтенант Николаенко Владимир Миронович, летнаб Ковальчук, гвардии старший сержант Рассказов Алексей Яковлевич, взлетев с аэродрома Конотоп, выполнял разведку аэродромов и железнодорожных станций в районе Кировоград- Знаменка. Из-за расхода фотопленки на маршруте к Кировограду, экипаж выполнил задание частично. 

08 октября экипаж самолета Пе-3 №34 Николаенко- Ковальчук выполнил разведку аэродромов противника в районе Кировоград- Знаменка.

11 октября экипаж Николаенко- Ковальчук выполнил фотографирование западного берег р.Березина от Бобруйска до Речица.

11 октября экипаж Николаенко- Ковальчук выполнил разведку района Дымер- Радомышль- Киев- Фастов.

13 октября экипаж Николаенко- Ковальчук выполнил разведку района Житомир- Бердичев- Дзержинск- Червоноармейское. Продолжительность вылета 2ч 50мин.

15 октября экипаж Николаенко- Ковальчук выполнил разведку погоды в районе Кировоград- Знаменка- Днепропетровск.

21 октября экипаж Николаенко- Ковальчук выполнил разведку войск противника в районе Кировоград- Знаменка- Днепропетровск.

12 декабря экипаж: гвардии младший лейтенант Лузгин Алексей Андреевич, летнаб Ковальчук- выполнил разведку погоды в районах Радомышль- Новоград-Волынский- Шепетовка- Бердичев.

Следующие вылеты экипаж Лузгин, Ковальчук выполнил: 15, 17 декабря. 

К концу 1943г. гвардии капитан Ковальчук совершил еще 30 боевых вылетов. Был представлен к ордену Красного Знамени. Приказом от 08 апреля 1944г. награжден орденом Отечественной войны I степени.

В январе 1944г. экипаж Лузгин, Ковальчук выполнил боевые вылеты- 01, 06 (на маршруте попали в туман, пробивая облачность, вернулся в район Киева и выполнил посадку на аэродроме Жуляны), 13 (с аэродрома Жуляны), 14, 17, 23, 29 (на самолете Пе-2 с воздушным стрелком-радистом гвардии старшим сержантом Иванов Константин Иванович), 30 (задание выполнил частично), 31; в феврале- 01. 04, 09.

07 марта экипаж самолета Пе-3 №20 Лузгин, Ковальчук, вылетев в 11-30 с аэродрома Жуляны в район Шепетовка- Золочев- Проскуров, с задания не возвратился. Был сбит зенитным огнем в районе с.Шестаково (Черкасская обл.). Экипаж, переодевшись в гражданскую одежду, пытался перейти линию фронта.Вышел к с.Врадиеевка (Николаевская обл.), которое 28 марта было освобождено частями Красной Армии.

Пройдя спецпроверку, в конце мая 1944г. вернулся в полк.

27 августа 1944г. экипаж самолета Пе-3-Бис: летчик гвардии капитан Мирович Анатолий Иванович, летнаб гвардии капитан Ковальчук, вылетев с аэродрома Лабуне (Польша), выполнил разведку в районах Томашув-Мазовецкий- Здуньска Воля- Котовице. Экипаж сфотографировал 10 железнодорожных станций и 3 аэродрома.

02 сентября 1944г. Николай Евстафьевич был представлен к ордену Красного Знамени. Приказ о награждении от 05 октября 1944г.

05 сентября экипаж Мирович, Ковальчук выполнил площадное фотографирование района Освенцим- Надрожи- Богумин.

14 сентября- выполнил площадное фотографирование района Освенцим- Богумин.

15 сентября- выполнил площадное фотографирование района Освенцим- Пщино- Богумин.

18 сентября- выполнил площадное фотографирование района Освенцим- Дары- Блушув.

05 октября 1944г. командиром полка был назначен гвардии подполковник Звонцов Федор Федорович.

18 ноября экипаж самолета Пе-3-Бис № «звезда»: летчик гвардии старший лейтенант Аносов Григорий Павлович, летнаб Ковальчук- выполнил площадное фотографирование района Остроковице- Визовице.

21 декабря экипаж Мирович, Ковальчук выполнил разведку в районах Краков- Тарнув- Домброва. 

23 декабря- в районах Краков- Моравская Острова.

Николай Евстафьевич был назначен штурманом авиаэскадрильи.

Участвовал в разведке районов: Берлин, Прага, Дрезден, Брно и др.

За годы войны выполнил 21 боевой вылет на бомбардировку войск противника и 99 успешных вылетов на разведку.

04 мая 1945г. был представлен к ордену Отечественной войны II степени. Приказом от 29 мая 1945г. награжден орденом Красной Звезды.

Награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Гвардии капитан Ковальчук был уволен в запас 22 марта 1946г.

Регион Украина
Воинское звание гвардии капитан
Населенный пункт: Винница
Место рождения с.Лопатенцы, Винницкая обл.
Годы службы 1936 1946
Дата рождения 17.11.1913

Боевой путь

Дата призыва 08.1936
Боевое подразделение 98 отдельный гвардейский разведывательный авиаполк

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: