Иващенко Василий Александрович
Иващенко
Василий
Александрович
капитан
8.03.1919 - 1.05.1946

История солдата

Служил стрелком-бомбардиром в 40 скоростном бомбардировочном авиаполку Прибалтийского военного округа.

В октябре 1941г. на базе полка создан 511 скоростной бомбардировочный авиаполк (командир полка- майор Бабанов Анатолий Александрович).

Полк базировался на аэродроме Ногинск, имел на вооружении самолеты Пе-3.

С 27 ноября 1941г. по 13 января 1942г. лейтенант Иващенко совершил 25 боевых вылетов, 13 из которых на штурмовку войск противника в районах Клин и Рогачев.

Указом Президиума ВС СССР от 20 января 1942г. был награжден орденом Красного Знамени.

Был представлен к ордену Красной Звезды, приказом от 22 марта 1942г. награжден медалью «За отвагу».

Награжден медалью «За оборону Москвы».

Был легко ранен.

До 07 марта 1942г. находился на излечении в полевом подвижном госпитале ППГ 2267.

С 23 марта 1942г. личный состав полка был в резерве.

С марта 1943г. проходил обучение в 15 отдельном запасном авиаполку.

В мае 1943г. полк был преобразован в 511 отдельный разведывательный авиаполк (командир полка- подполковник Бабанов Анатолий Александрович, начальник штаба- майор Халюк Роман Алексеевич). На вооружении полк имел самолеты Пе-2.

С 13 июля 1943г. базировался на аэродроме Чернянка. Участвовал в Белгородской и Харьковской операциях.

Старший лейтенант Иващенко летнаб (летчик наблюдатель) старший, летал в экипаже заместителя командира эскадрильи капитана Марчук Аркадия Федоровича, воздушный стрелок радист старшина Крылов Георгий Павлович.

01 августа 1943г. экипаж дважды вылетал на выполнение задания по площадному фотографированию протяженностью 35км. и глубиной 9км. на участке Белгород- Архангельское., но из-за неблагоприятных погодных условий возвращался на аэродром.

02 августа с рассвета экипаж вылетел на задание, на всем протяжении полета подвергался воздействию зенитной артиллерии противника. Самолет не сошел с боевого курса, фотографирование было произведено. Летчик посадил самолет на одно колесо- второе было пробито осколком.

09 августа экипаж выполнил фотографирование района севернее Харькова. В полете был атакован четверкой истребителей Ме-109 (Мессершмитт), отразил атаки и выполнил задание.

12 августа вел разведку в районе Мерефа- Безлюдовка.

К концу августа 1943г. старший лейтенант Иващенко совершил 39 боевых вылетов.

Приказом от 03 сентября 1943г. был награжден орденом Отечественной войны I степени.

16 января 1944г. при плохих метеоусловиях выполнил разведку станций Новомиргород, Первомайск, аэродрома Новая Украинка.

30 января- станций Новая Украинка, Помошная, Малые Биски, аэродромов Капустино и Новая Украинка.

26 февраля- фотографирование западного берега р.Синюха, аэродромов Первомайск и Подгорное.

27 февраля разведку аэродромов Капустино, Первомайск, Подгородное, Новая Украинка, станции Помошная.

17 марта разведку районов Анновка, Братское, Вознесенск, Еланец, Трикраты, Березовка.

В марте 1944г. командование полком принял подполковник Берман Семен Давидович.

К концу апреля 1944г. старший лейтенант Иващенко совершил 62 успешных боевых вылета. Приказом от 09 июня 1944г. был награжден вторым орденом Красного Знамени.

01 ноября 1944г. экипаж в составе: ст.лейтенант Панченко Евгений Леонтьевич, штурман капитан Иващенко Василий Александрович, стрелок-радист старшина Франков Николай Филатович на самолете Пе-2 в 15-00 вылетел на выполнение боевого задания по фотографированию железнодорожных станции г.Будапешт. Во время фотографирования стрелок-радист доложил, что ниже на 2000-2500м. город патрулируют две пары немецких истребителей. Над целью на высоте 7000м самолет был обстрелян зенитной артиллерией противника. Командир выполнил противозенитный маневр и продолжил фотографирование. В этот момент старшина Франков заметил пару истребителей FW-190 (Фокке-Вульф-190) на дистанции 800-900м от самолета. Летчик, набрав высоты, сделал разворот на свою территорию. Вражеские истребители преследовали разведчиков, но огонь не открывали, пытаясь подойти на близкую дистанцию.  Когда истребители приблизились до 400м, старшина открыл из люкового пулемета огонь по ведущему. Со второй очереди истребитель был подбит, второй, дав две неприцельные очереди, ушел в сторону Будапешта.

11, 21 и 25 декабря вновь вел фоторазведку обороны Будапешта.

19 января 1945г. с высоты 400м установил движение 4 автоколонн и 4 железнодорожных составов.

23 января 1945г. капитан Иващенко был представлен к ордену Красного Знамени, приказ о награждении от 25 апреля 1945г.

25 февраля 1945г. экипаж Панченко- Иващенко- стрелок-радист ст.сержант Протащук Николай Михайлович с высоты 1000м. под прикрытием истребителей произвел перспективное фотографирование западного берега р.Грон от Орошка до Паркань.

11 марта 1945г. экипаж произвел фотографирование г.Секешфехервар.

24 марта 1945г. экипаж произвел перспективное фотографирование огневых средств противника на рубежах: Чародице, Корлать, Декенеш, Онрейевце, станция Куралани с высоты 800м. под прикрытием четырех истребителей Ла-7.

К началу апреля 1945г. капитан Иващенко произвел 118 успешных боевых вылетов на дальнюю и ближнюю разведку войск противника. Был представлен к званию Герой Советского Союза. Приказом от 09 декабря 1943г. был награжден четвертым орденом Красного Знамени.

Награжден медалями «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В августе 1945г. полк перебазировался на аэродром Подгородняя (г.Первомайск, Одесская обл.). 

Капитан Иващенко погиб 01 мая 1946г. Был похоронен на городском кладбище г.Первомайск.

Регион Украина
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Житомирская область
Место рождения с.Лешима, Житомирская обл.
Годы службы 1939 1946
Дата рождения 8.03.1919
Дата смерти 1.05.1946

Боевой путь

Дата призыва 23.11.1939
Боевое подразделение 511 отдельный разведывательный авиаполк

12 сентября 1941г. в г.Новочеркасск при 18 запасном авиаполку был сформирован 40 пикирующий (скоростной) бомбардировочный авиаполк. Командир полка майор Бабанов Анатолий Александрович, военный комиссар полка батальонный комиссар Дроздов Виктор Григорьевич, начальник штаба майор Халюк Роман Алексеевич.

Личный состав на формирование прибывал- одна эскадрилья в полном составе из 6 скоростного бомбардировочного авиаполка (2-я авиаэскадрилья (АЭ) командир эскадрильи капитан Шикторов Петр Сергеевич), другая эскадрилья (1 АЭ), управление и штаб полка из 18 запасного авиаполка.

25 сентября полк закончил формирование и был переименован в 511 скоростной бомбардировочный авиаполк. С 26 сентября по 02 октября перебазировался на аэродром Ногинск, где был укомплектован самолетами Пе-3.  С 10 октября полк включен в особую группу генерал-лейтенанта авиации Петрова- резерв ставки Верховного Командования.

01 ноября 1941г. полк вошел в состав 10 смешанной авиадивизии. Дислокация- аэродром Ногинск.

С 23 марта по 18 мая полк находился на аэродроме Дракино (Серпухов) в полном составе, но без материальной части. 18 мая полк убыл в Казань, в 9 запасной авиационный полк, в котором находился до 9 февраля 1943г., готовя экипажи для других частей. С 9 февраля по 10 марта 1943г. полк на самолетах Пе-2 перебазировался в Петровск в 15 отдельный разведывательный запасной авиационный полк и приступил к прохождению программы по курсу разведывательной авиации. К 21 мая обучение было окончено. Полк переименован в 511 отдельный разведывательный авиаполк. 2-4 июня полк перебазировался на аэродром Воронеж и вошел в состав 5 воздушной армии.

С 03 по 18 августа участвовал в Белгородской операции.

На 15 августа полк дислоцировался на аэродроме Яблоново. Полк участвовал в Харьковской операции.

17 декабря полк перебазировался на аэродром Кременчуг.

5 апреля 1944г. 1 АЭ перебазировалась с аэродрома Умань на аэродром Тростянец, 20 апреля 2 АЭ- с аэродрома Умань на аэродром Маркулешти.

03 мая 1944г. штаб полка перебазировался с аэродрома Тростянец на аэродромы Маркулешти (штаб и 1 АЭ), Стрымба (2 АЭ). 

В августе 1944г. полк базировался на аэродроме Бельцы, 

К 06 сентября 1944г. полк перебазировался с аэродрома Стрымба на аэродром Буззу.

К 20 сентября- аэродром Брашов.

В ноябре звено из 4 самолетов было перебазировано с аэродрома Сокодор на аэродром Кечкемет.

До 10 января 1945г. полк базировался на аэродромах Сокодор и Кечкемет, с 10 января- на аэродроме Кечкемет. 

02 апреля 1945г. полк перебазировался с аэродрома Кечкемет на аэродром Вечеш, 09 апреля- на аэродром Дьер, 20 апреля- Вайнори.

В августе 1945г. полк перебазировался на аэродром Подгородняя (г.Первомайск, Одесская обл.). 

 

Документы

Боевой путь полка.

Боевой путь полка.

Фотографии

Семья солдата

Анастасия
Васючкова Анастасия Филипповна

жена

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: