
Виктор
Владимирович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Ушаков Виктор Владимирович работал на Первом Московском приборостроительном заводе (1-й МПЗ). Период с 1933 по 1941 год характерен активным наращиванием мощностей завода. За семь лет были созданы специализированные цехи, созданы и укреплены инженерные, производственные и другие службы завода: отдел главного конструктора с опытно-производственной базой, центральная заводская лаборатория, отдел технического контроля, ОТиЗ и планово-диспетчерский отдел. Была разработана и оснащена высокопроизводительная технология производства приборов. Объем выпуска приборов в 1940 году по сравнению с 1933 годом увеличился в 15,6 раза при росте числа рабочих в 3,8 раза и производственных мощностей — в 5,8 раз. Положение дел на заводе в тридцатых годах находилось под постоянным контролем наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. Постановлением ЦИК СССР от 11.11.35 г. заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе. К 1940 году завод был основным предприятием страны по производству авиационных приборов.
Воспоминания
Первый Московский приборостроительный завод имени В. А. Казакова (1-й МПЗ).
Во время Первой Мировой войны глава Центральной аэронавигационной станции в Киеве, профессор А.А.Фридман, выдвинул идею строительства отечественного завода авиационных приборов. В июне 1917 г. в Москве на Красной Пресне, в помещении бывших Прусаковских бань в Соколовском (ныне Электрическом) переулке были организованы ремонтные мастерские, на базе которых вскоре возник завод "Авиаприбор". В апреле 1919 года завод был передан Главному управлению ВВФ. Сначала он изготовлял автосвечи, взрыватели разных типов, измерительный и режущий инструмент, освоил сборку уклономеров, указателей скорости, высотомеров и других измерительных приборов. С 1917 по 1933 год общий объем выпускаемой продукции возрос в 25 раз.
В связи с увеличением номенклатуры и объемов выпуска возникла необходимость расширения площадей. В Филях на Можайском шоссе (ныне Кутузовском проспекте) были построены новые производственные корпуса, куда в 1933 году переехал "Авиаприбор", а на старой территории образовалось производство "Тизприбор". В предвоенные годы мощности завода продолжали расти: объем выпуска к 1940 году увеличился в 15,6 раза, число рабочих выросло в 3,8 раз. В 1940 году завод был основным предприятием страны по производству авиационных приборов, выпуская от 80 до 100% номенклатуры.
Еще в начале войны было принято решение о создании филиала завода в Заволжье. В октябре 1941 года Наркоматом решается вопрос об эвакуации завода в г. Энгельс, к месту расположения филиала, а в середине ноября эвакуация была завершена. Всего было погружено и отправлено 10 эшелонов с оборудованием и людьми и одна автоколонна.
5 апреля 1942 года, на территории эвакуированного в г. Энгельс завода «Авиаприбор», решением Государственного Комитета Обороны был создан 1-й Московский приборостроительный завод.
Завод начал работу по ремонту самолетных и танковых приборов, отдельных образцов стрелкового оружия.
К августу 1942 года из г. Ленинграда через Ладожское озеро, по дороге жизни, были эвакуированы около 500 высококвалифицированных рабочих и несколько эшелонов с оборудованием завода родственного профиля, которые поступили на 1МПЗ. Завод начал набирать силу, осваивать выпуск пневматических автопилотов, гироскопических приборов.
В 1946 году решением правительства возвращено в Москву на 1-ый МПЗ производство гироскопических приборов и автопилотов с людьми и техникой с эвакуированного завода «Авиаприбор». С этого момента в больших количествах стали выпускаться авиагоризонты, гирополукомпасы, другие гироскопические приборы, точность их возросла на 2-3 порядка, технический ресурс в 5-10 раз.
Замена пневматических приборов электрическими с использованием электронных элементов в изделиях произвела в 1947-49 гг. технический переворот. Поднявшись в 1953-54 гг. на качественно новую ступень развития, завод смог в последующие годы налаживать выпуск сложнейших изделий:
авиапилотной техники, обеспечивающей автоматическую стабилизацию объекта относительно 3-х осей; бортовых систем управления, обеспечивающих автоматическое управление объектом по системам радиосредств и автоматическое управление объектом при заходе на посадку;
автоматических бортовых систем управления, обеспечивающих посадку по I-й и II-й категории ИКАО и автоматический контроль работы системы в процессе полета с отключением неисправных каналов;
инерциональных систем, обеспечивающих управление летательными аппаратами с высокой точностью, состоящих из сложных гироскопических устройств, вычислительных и управляющих систем на цифровой электронике.
Завод прославил свое имя не только быстрым освоением и внедрением сложнейших систем автоматического управления, но и выпуском товаров народного потребления, который был организован в 1945 году. Изготовлялись кровати с металлической сеткой, аптекарские весы, детские игрушки, пылесосы и т.д. На протяжении двух десятилетий структура производства и номенклатура товаров народного потребления претерпевали изменения. В 1954 году завод начал осваивать выпуск автоматических бортовых систем управления, сложнейших изделий авиационной техники для самолётов, разработанных авиаконструкторами Антоновым, Яковлевым и Туполевым.
В 1963 году 1-й МПЗ стал осваивать выпуск сложной медицинской техники. Из разрозненных участков создается специализированный цех товаров народного потребления, в конце 80-х годов переросший в Производственный комплекс по выпуску товаров народного потребления радиотехнического и электробытового назначения, хозяйственных и сувенирных изделий.
Товары народного потребления, выпускаемые заводом, экспортировались в Чехословакию, Венгрию, Сирию, Германию, Францию и другие страны. В 1965 году на заводе создано отраслевое конструкторское бюро постоянных магнитов, с подчинением ему литейного цеха и участка постоянных магнитов, по характеристикам не уступающих зарубежным образцам.
В 1976 году за высокие производственные достижения и вклад в развитие авиационной промышленности коллектив завода был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1981 году заводу было присвоено имя В. А. Казакова (1916–1981) — Героя Социалистического труда и Министра авиационной промышленности СССР (1977–1981), который проработал на данном заводе главным инженером много лет.