Ушаков Виктор Владимирович
Ушаков
Виктор
Владимирович
Труженик тыла
Дата рождения: 1910

История солдата

Ушаков Виктор Владимирович работал на Первом Московском приборостроительном заводе (1-й МПЗ). Период с 1933 по 1941 год характерен активным наращиванием мощностей завода. За семь лет были созданы специализированные цехи, созданы и укреплены инженерные, производственные и другие службы завода: отдел главного конструктора с опытно-производственной базой, центральная заводская лаборатория, отдел технического контроля, ОТиЗ и планово-диспетчерский отдел. Была разработана и оснащена высокопроизводительная технология производства приборов. Объем выпуска приборов в 1940 году по сравнению с 1933 годом увеличился в 15,6 раза при росте числа рабочих в 3,8 раза и производственных мощностей — в 5,8 раз. Положение дел на заводе в тридцатых годах находилось под постоянным контролем наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе. Постановлением ЦИК СССР от 11.11.35 г. заводу было присвоено имя Серго Орджоникидзе. К 1940 году завод был основным предприятием страны по производству авиационных приборов.

Регион Москва
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность Труженик тыла
Место рождения д. Каменка Бронницкий (далее Малинский, Ступинский) район Московской области
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 1910

Воспоминания

Первый Московский приборостроительный завод имени В. А. Казакова (1-й МПЗ).

Во время Первой Мировой войны глава Центральной аэронавигационной станции в Киеве, профессор А.А.Фридман, выдвинул идею строительства отечественного завода авиационных приборов. В июне 1917 г. в Москве на Красной Пресне, в помещении бывших Прусаковских бань в Соколовском (ныне Электрическом) переулке были организованы ремонтные мастерские, на базе которых вскоре возник завод "Авиаприбор". В апреле 1919 года завод был передан Главному управлению ВВФ. Сначала он изготовлял автосвечи, взрыватели разных типов, измерительный и режущий инструмент, освоил сборку уклономеров, указателей скорости, высотомеров и других измерительных приборов. С 1917 по 1933 год общий объем выпускаемой продукции возрос в 25 раз.
В связи с увеличением номенклатуры и объемов выпуска возникла необходимость расширения площадей. В Филях на Можайском шоссе (ныне Кутузовском проспекте) были построены новые производственные корпуса, куда в 1933 году переехал "Авиаприбор", а на старой территории образовалось производство "Тизприбор". В предвоенные годы мощности завода продолжали расти: объем выпуска к 1940 году увеличился в 15,6 раза, число рабочих выросло в 3,8 раз. В 1940 году завод был основным предприятием страны по производству авиационных приборов, выпуская от 80 до 100% номенклатуры.
Еще в начале войны было принято решение о создании филиала завода в Заволжье. В октябре 1941 года Наркоматом решается вопрос об эвакуации завода в г. Энгельс, к месту расположения филиала, а в середине ноября эвакуация была завершена. Всего было погружено и отправлено 10 эшелонов с оборудованием и людьми и одна автоколонна.
5 апреля 1942 года, на территории эвакуированного в г. Энгельс завода «Авиаприбор», решением Государственного Комитета Обороны был создан 1-й Московский приборостроительный завод.
Завод начал работу по ремонту самолетных и танковых приборов, отдельных образцов стрелкового оружия.
К августу 1942 года из г. Ленинграда через Ладожское озеро, по дороге жизни, были эвакуированы около 500 высококвалифицированных рабочих и несколько эшелонов с оборудованием завода родственного профиля, которые поступили на 1МПЗ. Завод начал набирать силу, осваивать выпуск пневматических автопилотов, гироскопических приборов.
В 1946 году решением правительства возвращено в Москву на 1-ый МПЗ производство гироскопических приборов и автопилотов с людьми и техникой с эвакуированного завода «Авиаприбор». С этого момента в больших количествах стали выпускаться авиагоризонты, гирополукомпасы, другие гироскопические приборы, точность их возросла на 2-3 порядка, технический ресурс в 5-10 раз.
Замена пневматических приборов электрическими с использованием электронных элементов в изделиях произвела в 1947-49 гг. технический переворот. Поднявшись в 1953-54 гг. на качественно новую ступень развития, завод смог в последующие годы налаживать выпуск сложнейших изделий:
авиапилотной техники, обеспечивающей автоматическую стабилизацию объекта относительно 3-х осей; бортовых систем управления, обеспечивающих автоматическое управление объектом по системам радиосредств и автоматическое управление объектом при заходе на посадку;
автоматических бортовых систем управления, обеспечивающих посадку по I-й и II-й категории ИКАО и автоматический контроль работы системы в процессе полета с отключением неисправных каналов;
инерциональных систем, обеспечивающих управление летательными аппаратами с высокой точностью, состоящих из сложных гироскопических устройств, вычислительных и управляющих систем на цифровой электронике.
Завод прославил свое имя не только быстрым освоением и внедрением сложнейших систем автоматического управления, но и выпуском товаров народного потребления, который был организован в 1945 году. Изготовлялись кровати с металлической сеткой, аптекарские весы, детские игрушки, пылесосы и т.д. На протяжении двух десятилетий структура производства и номенклатура товаров народного потребления претерпевали изменения. В 1954 году завод начал осваивать выпуск автоматических бортовых систем управления, сложнейших изделий авиационной техники для самолётов, разработанных авиаконструкторами Антоновым, Яковлевым и Туполевым.
В 1963 году 1-й МПЗ стал осваивать выпуск сложной медицинской техники. Из разрозненных участков создается специализированный цех товаров народного потребления, в конце 80-х годов переросший в Производственный комплекс по выпуску товаров народного потребления радиотехнического и электробытового назначения, хозяйственных и сувенирных изделий.
Товары народного потребления, выпускаемые заводом, экспортировались в Чехословакию, Венгрию, Сирию, Германию, Францию и другие страны. В 1965 году на заводе создано отраслевое конструкторское бюро постоянных магнитов, с подчинением ему литейного цеха и участка постоянных магнитов, по характеристикам не уступающих зарубежным образцам.
В 1976 году за высокие производственные достижения и вклад в развитие авиационной промышленности коллектив завода был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1981 году заводу было присвоено имя В. А. Казакова (1916–1981) — Героя Социалистического труда и Министра авиационной промышленности СССР (1977–1981), который проработал на данном заводе главным инженером много лет.

Фотографии

Корпуса 1-го МПЗ имени Казакова

Корпуса 1-го МПЗ имени Казакова

Памятник защитникам Родины на территории 1-го МПЗ

Памятник защитникам Родины на территории 1-го МПЗ

Орден трудового Красного знамени коллективу 1-го МПЗ за успешное выполнение заданий IX пятилетки.

Орден трудового Красного знамени коллективу 1-го МПЗ за успешное выполнение заданий IX пятилетки.

Памятная плита комсомольцам Агапкину Толе и Кондратюку Юре на стене завода.

Памятная плита комсомольцам Агапкину Толе и Кондратюку Юре на стене завода.

Семья солдата

Владимир
Ушаков Владимир Васильевич

Отец: Ушаков Владимир Васильевич (1868-1931) уроженец деревни Каменки и села Большое Алексеевское Бронницкого района (ныне Ступинского) Московской области.

Олимпиада
Ушакова Олимпиада Арсеньевна

Мать: Ушакова (Титяева) Олимпиада Арсеньевна (1878-1936) уроженка деревни Каменки и села Большое Алексеевское Бронницкого района (ныне Ступинского) Московской области.

Татьяна Анна Клавдия Лидия
Ушаковы Татьяна Анна Клавдия Лидия

Сестры Ушаковы слева направо: Татьяна (189?), Анна (1912), Клавдия сверху (1908), Лидия (1915).

Евгений
Ушаков Евгений Викторович

Сын

Галина
Ушакова Галина Викторовна

Дочь

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: