Волков Геннадий Михайлович
Волков
Геннадий
Михайлович
Старшина 2 статьи Северный Флот / Торпедист
15.02.1920 - 11.06.2001

История солдата

Мой отец, Волков Геннадий Михайлович, был призван по спецнабору на службу в ряды ВМФ в 1939 году. Ему было 19 лет. Службу проходил на ВМБ в г. Владивостоке.

Уже в ходе Великой Отечественной войны в 1944г, в составе Тихоокеанского флотского экипажа, железнодорожным транспортом был направлен из Владивостока в Мурманск - на Северный флот и в дальнейшем в Шотландию (ВМБ Скапа-Флоу), где принимал участие в приёмке и подготовке к морскому переходу боевых кораблей переданных Англией нашей стране по условиям соглашения о разделе флота вышедшей из войны в 1943г Италии. Пунктом сбора и посадки на транспорты экипажей линкора и подводных лодок был Архангельск, а команды эсминцев должны были отправляться из Мурманска. Движение конвоев из Англии в северные порты СССР позволяло использовать возвращающиеся американские транспорты для переброски личного состава в Англию, где морякам предстояло в короткий срок принять выделенные корабли, освоить технику и оружие, отработать задачи боевой подготовки и совершить на них переход на Родину. Транспорты из Архангельска пришли в Мурманск 27 апреля и в 8-00 утра 28.04.1944 из Кольского залива в составе конвоя из 44 транспортов "Либерти" под охраной 25 боевых кораблей начался переход. 7 мая 1944г. конвой пришёл в Англию, преодолев 1955 морские мили. Несмотря на то, что транспорты с экипажами находились во внутренней второй колонне и усиленно охранялись, один американский транспорт был торпедирован 2-мя торпедами. Он затонул за 8 минут. В воде оказались 143 человека. Нахождение в ледяном океане более 15 минут смертельно опасно. Но корабли конвоя шли мимо людей не останавливаясь, опасаясь повторной атаки. Спасение тонущих началось только через 40 минут, последних подняли через 2 часа 30 минут, что увеличило число жертв. Погибли 42 человека, из них 23 человека из состава экипажа советского эсминца "Достойный"-  в трюме из-за обрушения лестницы.       Немецкая подлодка не была    обнаружена.                                                                                                                                                                                            В Великобритании, более 3 месяцев, шла подготовка к переходу в Союз кораблей: линкора (англ)- советское название "Архангельск", 9 эсминцев-США (один на запчасти, т.к. корабли были 1917-1919 гг постройки), 4 подлодки (англ.) для временной службы в составе Северного флота. Экипажи эсминцев, получившие названия "Жёсткий" и "Живучий", были сформированы из моряков-тихоокеанцев. Квартировался экипаж, в который был зачислен папа, на английском эсминце "Челси" (впоследствии эсминец "Дерзкий" Советского военно-морского флота), быстро осваивали вооружение и ремонтировали судовые механизмы принимаемых эсминцев. В июле 1944 года эсминец "Жёсткий" был официально передан советской стороне и на нём поднят Советский военно-морской флаг. Все корабли отряда были готовы к походу к родным берегам. Подводные лодки уходили по одиночке с недельным интервалом. Первая лодка В1 (самого современного типа на то время в английском флоте), под командованием Героя Советского Союза и самого молодого (26 лет!) командира на всём Советском ВМФ  Фисановича И.И, 27 июля трагически погибла. Её уничтожил британский же самолёт, сбросив бомбы под предлогом нахождения неопознанной лодки в закрытом для плавания районе, хотя маршрут следования лодки был заранее согласован с англичанами. Адмиралы и премьер-министр Черчилль прекрасно знали о факте гибели нашей лодки, но скрыли её причину от советского союзника, тем более, что приближалась Ялтинская конференция Глав антигитлеровской коалиции. Сегодня место гибели известно и объявлено мемориальной зоной. А на берегу бухты Скапа Флоу в начале 2000-х установлена памятная плита с именами советских подводников, наряду с памятными плитами британских экипажей. Переход остального отряда состоялся в составе большого конвоя из 34 огромных транспортов типа "Либерти" и где советские боевые корабли выполняли первую боевую задачу по их охране совместно с кораблями союзников. По пути к советским берегам было уничтожено 3 немецкие подводные лодки, в том числе 1 лодка советским эсминцем. "Жёсткий", в числе других кораблей, непосредственно участвовал в атаке на подводную лодку.                   

14 октября 1944 года отец был награждён медалью Ушакова за этот боевой переход. "Медаль Ушакова" - самая почитаемая награда у моряков.

24.08.1944г. эсминец "Жёсткий" на котором проходил службу отец, в составе эскадры маршрутом арктических конвоев прибыл на базу в Ваенгу (ныне Североморск) и вошёл в состав Северного флота. Основной базой Северного флота в годы войны был Полярный, где постоянно в дальнейшем базировались эсминцы и подводные лодки. Эсминцы выполняли задачи по охране морских коммуникаций, сопровождению конвоев и поиску подводных лодок противника. 30 декабря 1944 года, когда "Жёсткий" и "Живучий" после выполнения боевых задач прибыли на отдых в Полярный, где началась  подготовка к новогоднему празднику, неожиданно прозвучал сигнал боевой тревоги. Транспорт "Тбилиси", шедший из Ваенги в Печенгу, в открытом море проходя у полуострова Рыбачий, был торпедирован немецкой подводной лодкой. Погиб капитан и 57 военнослужащих-пассажиров и членов экипажа. Судно было модульной конструкции и разломилось, носовая часть оторвалась при взрыве и затонула. Кормовая часть была охвачена пожаром. Но на транспорте оставалось много ценного груза и уцелела главная двигательная установка. В 4 часа 31 декабря из Полярного по тревоге к месту аварии вышли эсминцы “Жесткий” (под брейд-вымпелом начальника штаба эскадры Северного флота капитана 1 ранга А.М.Румянцева) и “Живучий”. В 6 часов корабли обнаружили транспорт и два тральщика с помощью радиолокатора в семи милях к северу от мыса Цып-Наволок. По приказанию начальника штаба эскадры “Жесткий” приступил к подготовке к буксировке транспорта “Тбилиси”. Нужна была команда, которая с риском для жизни, была бы готова перебраться на транспорт закрепить грузы на палубе и принять концы буксировочных тросов. В новогоднюю ночь 1944- 45гг отец в составе группы из 5 моряков-добровольцев принимал активное участие в спасении транспорта "Тбилиси".  Для принятия буксира на судно были высажены матросы эсминца “Жесткий” – артиллеристы Игорь Раздеров, Михаил Фетисов и Николай Матукин, торпедист Геннадий Волков и марсовый Владимир Опарин. Им пришлось в темноте полярной ночи, при свете прожекторов, перепрыгивать с борта боевого корабля, в момент нахождения его на гребне штормовой волны, на скользкую палубу другого, более высокого огромного неуправляемого судна. “Живучему” было приказано принять с тральщика Т-115 78 пассажиров и членов команды транспорта “Тбилиси” и обеспечивать противолодочную оборону в районе спасательных работ. Эсминец “Жесткий” несколько раз заводил буксирный трос и пытался буксировать аварийное судно кормой, но всякий раз трос лопался при самом малом ходе. Натянутые тросы 10 раз рвались. Транспорт с креном 40-45 градусов на левый борт продолжал дрейфовать на юго-восток.
Подошли ещё боевые корабли и морские буксиры, и тогда удалось взять пароход на буксир. Всё проходило в условиях сильного 8-бального шторма и завершилось успехом через более 40 часов напряжённых усилий. За это время судно продрейфовало более 80 морских миль. Мокрые с головы до ног, на ледяном ветру, моряки выполнили поставленную задачу. Все остались живы. Спасение транспорта являлось флотской операцией. Руководил ею начальник штаба эскадры А.М.Румянцев. Он лично инструктировал добровольцев и принимал все решения в ходе спасения "Тбилиси".Транспорт с военным грузом был спасён, приведён в Териберку и служил ещё до 1976 года после восстановления в 1959. За свой подвиг добровольцы награждены орденами (двое - Раздеров и Опарин - орденами Боевого Красного Знамени, а более молодые - отец, Фетисов и Матукин - орденами Отечественной войны 1 степени). Кроме ордена у отца были медали "Ушакова", "За оборону Советского Заполярья", "За победу над Германией", весь ряд юбилейных.

Во многих боевых выходах, например, 16.01.1945, эсминцы "Жёсткий" и "Живучий" взаимодействовали с эсминцем "Грозный" (сов. постройки 1938г), где проходил службу известный впоследствии советский писатель Валентин Пикуль (роман "Реквием каравану PQ17" и многие другие). К сожалению, этот день был омрачён гибелью эсминца "Деятельный" от торпеды германской подводной лодки из "Волчьей стаи". Погиб почти весь экипаж эсминца. Из северных вод удалось спасти только 7 моряков. Эсминцы "Жёсткий" и "Живучий" принимали участие в поиске немецкой лодки и спасении экипажа.Безрезультатно.                        

 Службу закончил в 1947г., в звании старшины 2 статьи. В 1985 г отцу был вручён орден Отечественной войны 2  степени.                                                                                                                                                                                                    В разделе  "Доп. фото-видео" размещены флотские фотографии военных лет службы папы, а также показаны подводные лодки из состава полученного в Великобритании отряда кораблей в момент передачи их советским экипажам. Фото лодок сделаны 30 мая 1944г. В этот день флаг нашей страны был поднят и на линкоре "Архангельск". На двух фото под общим названием "Боевая учёба" отец запечатлён у торпедного аппарата эсминца.                    

Также в прикреплённых файлах можно узнать историю эсминца "Жёсткий", увидеть фотографию эсминца и прочитать отрывок из мемуаров "В суровом Баренцевом" ветерана офицера Г.Г.Полякова (1922-2000) - тогда командира зенитной батареи эсминца "Живучий" - о спасении транспорта "Тбилиси" (31.12.1944- 02.01.1945).

Пришло новое время и уже его правнучка Лиза написала школьное сочинение посвящённое своему прадеду. В 2017 году её работа, по итогам областного конкурса, была опубликована в федеральном альманахе "Неизвестные герои Великой Отечественной" изданном в Туле. Память не умрёт! Пафос уместен!                                                                                            

Продолжение истории ниже, листайте.

Регион Московская область
Воинское звание Старшина 2 статьи Северный Флот
Населенный пункт: Подольск
Воинская специальность Торпедист
Место рождения Московская область Ленинский район д.Мамоново
Годы службы 1939 1947
Дата рождения 15.02.1920
Дата смерти 11.06.2001

Боевой путь

Место призыва г.Москва Сталинский РВК (ныне Измайловский ОВК)
Дата призыва 1.08.1939
Боевое подразделение Тихоокеанский флот, Северный флот (эсминец Жёсткий 2 ДЭМ Эск. СФ)
Завершение боевого пути Военно-морская база Полярный Мурманская обл.
Принимал участие Конвои Северного флота, спасение транспорта "Тбилиси", боевое патрулирование, поиск и уничтожение подводных лодок, спасательные операции.

1939-44гг                      Тихоокеанский Флот (ВМБ Владивосток). Эсминец "Решительный"

1944г (май -сентябрь). Военно -морская база (ВМБ)  Скапа Флоу (Шотландия). Эсминец "Жёсткий".

1944-1947 гг- Северный Флот: ВМБ Ваенга (Североморск) , ВМБ Полярный,  Архангельск. Эсминец "Жёсткий".

Городам Полярному (05.05.2008) , Архангельску (05.12.2009) , Владивостоку (04.11.2010) присвоено звание "Город воинской славы".

Воспоминания

сын

Папа родился 15.02.1920 недалеко от Москвы (Ленинский район, д.Мамоново) в крестьянской семье. Окончив 7 классов и ФЗУ, получил специальность слесаря. В 1939г был призван Сталинским РВК г. Москвы (ныне Измайловский) в военно-морской флот. Пройдя войну, отец встретил день Победы на базе в Полярном. "На пирсах и причалах пели и танцевали все свободные от вахты, начиная от матросов и кончая командирами кораблей, дивизионов и флагманскими специалистами. В полдень береговые батареи и корабли произвели салют. А 10 мая наш корабль заступил на боевое дежурство. В море еще рыскали не сдавшиеся фашистские подлодки." Позднее, в Архангельске, отец познакомился со своей будущей женой- моей мамой Надеждой Прокопьевной (Зобниной). Она вспоминает: "В день Победы в Архангельске погода менялась, то светило солнце, то временами шёл снег мокрыми хлопьями. Но было огромное всеобщее ликование в городе. Люди радовались концу войны, обнимались." Сама мама почти всю войну жила в Архангельске, только с июля по октябрь 1941 года с мобилизованной на трудовой фронт архангелогородской молодёжью работала на строительстве стратегического объекта в Мурманске. Лето 1941 года жаркое. Рассказывает, что никто всерьёз не воспринимал войну, считали поездку приключением, даже тёплой одежды не взяли в дорогу. Зачем? Через две недели домой! Потом жалела... К отходу транспорта тётя принесла корзину с пирожками-шанюшками. Комсомольцев посадили на грузовой пароход "Будённый" и, через изнурительную штормовую болтанку, доставили в Кандалакшу. В первый же день на Мурманском вокзале эшелон прибывший из Кандалакши с бойцами трудового фронта бомбили немецкие самолёты. В тот день увидела первых погибших от немецких бомб. Переправившись через Кольский залив на Абрам Мыс (западную часть Мурманска), получив телогрейки и ботинки на деревянной подошве, приступили к работам - долбили ломами сентябрьскую подмёрзлую землю, пробивая в лесу просеку для дороги (сейчас это выход к федеральной трассе "Кола" под названием Лесная улица). Бомбёжки во время работ стали почти ежедневными. В октябре, когда совсем стало холодно, самых младших отправили домой. Вернувшись в Архангельск, который жил как прифронтовой город, училась на курсах медсестёр, работала вечерами - читая стихи, сочиняя письма родным раненных в многочисленных госпиталях, стирала бинты, в артели "Красный швейник" шила гимнастёрки, телогрейки, бриджи, пальто и другое обмундирование, чинила порванную, обожжённую и простреленную армейскую форму с фронта, поступавшую на большой городской ангар-склад с пропускным режимом, проходила начальную военную подготовку в пригородах, где рыли учебные окопы, учились владеть оружием и стрелять. Постоянно порт и преимущественно деревянный город засыпали зажигалками немецкие бомбардировщики. Бомбы падали на жилые кварталы и даже небольшой флигель во дворе был разбомблен. Бомбили часто и люди так привыкли к налётам, что устали убегать из домов в бомбоубежище. Вот и мама однажды не стала спускаться в убежище. Начался налёт. Умнейшая дворняжка Жулька от грохота зениток и воя "Юнкерсов" забилась под одеяло. В комнате, в которой мама спала в тот момент, взрывной волной разбило окно и её койку, выбив дверь, вынесло в общий коридор. Удивляется до сих пор, что не погибла в тот день.

До первого октябрьского льда, два года подряд (1942-43гг), молодёжь по разнарядке от городских организаций и учреждений Архангельска, вылавливала из Северной Двины брёвна, которые сплавляли по реке лесорубы из района заготовок для обеспечения города дровами. Это производилось по особой технологии с использованием лебёдки, крюков, тяжеленных багров и спортивных навыков. Было маме тогда всего 16-17 лет. Все были хорошо физически подготовлены и, к примеру, одна из маминых подруг Cофья Кондакова, после войны стала чемпионкой мира по конькобежному спорту (на второй день соревнований после открытия катка Медео в Алма-Ате в 1951 году) и в числе первых открыла эру золотых медалей в советском конькобежном спорте.
Мама видела и Ивана Дмитриевича Папанина - знаменитого полярника и исследователя Арктики (в 1939 -1946гг начальник Главсевморпути и Уполномоченный Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Белом море). Нынешняя эпоха даёт разные оценки этому человеку - коменданту крымской ЧК в 1920-21гг и начальнику уникальной станции "Северный полюс-1" в 1937-38 гг, который, имея первичное образование всего 4 класса, в 1938 году стал доктором географических наук и руководителем Союзного уровня. Но все эти оценки ещё в далёком, как тогда казалось, будущем. Однажды Папанин побывал в коммунальной квартире на Петроградском, ныне проспекте Ломоносова в доме 76 (дома сегодня нет, даже номера) в кв.1, где обитало 8 семей и где мама жила во время войны у своей тёти Ефрасиньи Фёдоровны. А привёз его в гости мамин двоюродный брат Михаил Шарапов, который имел военкоматовскую бронь и работал персональным водителем Папанина, числясь в Управлении полярной авиации. Наверное, мог бы написать свои интересные воспоминания на сей счёт. Но нет. Недолго вместе пили чай и уехали по неотложным делам в ночь.
Долго ждала с войны и своего папу (моего деда) Прокопия Осиповича, который ушёл на фронт осенью 1941 года. Затопил утром печь, ушёл в сельсовет, оставив дома двух малолетних детей - Нину 8 лет и Витю 4 лет и домой вернулся только в 1946 году. Жена и мать детей Ольга Фёдоровна погибла ещё до войны. Никто тогда не знал, что его, участника и советско-финской войны, судьба забросит на японскую кампанию. Умер от болезни 18 октября 1977 года. О его военном пути мне известно только, что он служил связистом на Карельском фронте. В 1945г весь Карельский фронт, получив новое наименование 1-ый Дальневосточный, был направлен на войну с Японией. Дед награждён медалями "За победу над Германией" и "За победу над Японией". У моего отца был родной младший брат - Анатолий. Из дома на службу ушли в 1939 году. Один на флот, другой в танковое училище. Анатолий не дожил до Победы - погиб в августе 1943 под Харьковом. Но это уже отдельная история. Демобилизовавшись, отец вернулся в Подмосковье и cемья переехала в Подольск. Папа стал работать в Подольском научно-исследовательском технологическом институте (ПНИТИ, позднее НПО "Луч"). Умер в Подольске 11.06.2001г в возрасте 81 года. Я запомнил его простым в общении и в быту, с хорошим чувством юмора человеком, всегда готовым прийти на помощь другим людям. Всю жизнь работал, всегда стремился к поставленной цели. Награждён медалью "Ветеран труда". Был лёгким на подъём. Уже уйдя с завода, стал работать в колхозе "Ленинское знамя" Чеховского района и работал в нём до середины 80-х годов. Переживал, когда видел недостатки в жизни и в устройстве государства, критиковал, иногда излишне горячился, как и многие люди того, комсомольского военного поколения. "Я всегда во всё светлое верил..." , - пел Высоцкий как будто и о нём тоже. Петь папа любил, хотя и не так часто это у него случалось. Во время семейных застолий, в компании друзей папа пел с большим чувством песни далёкого матросского фольклора, прошедшей военной юности, совершенно мне подчас неизвестные и сентиментальные. Это о его поколении снят фильм "Добровольцы". С полным правом они могут сказать: " Мы сурового времени дети!" Это поколение, его ещё называют Поколением Победителей, задало ныне живущим высокую планку! Слава им ЖИВЫМ и ПАВШИМ!
"Настроение бодрое. Идём ко дну! "- говорил отец во время болезни, осознавая скорый уход (цитируя радиограмму с погибавшего в 1934 г. во льдах знаменитого парохода "Челюскин")
Так уходили герои!

https://cdn.moypolk.ru/soldier/volkov-gennadiy-mihaylovich/edit?city=podolsk

Награды

Медаль Ушакова №2316 (1944г)
Медаль Ушакова №2316 (1944г)
Орден Отечественной Войны 1 ст. № 72065 (1945)
Орден Отечественной Войны 1 ст. № 72065 (1945)
Орден Отечественной Войны 2 ст. № 2636668 (1985г)
Орден Отечественной Войны 2 ст. № 2636668 (1985г)
Медаль "За оборону Советского Заполярья". (1944 год).
Медаль "За оборону Советского Заполярья". (1944 год).
Медаль "За победу над Германией" (1945)
Медаль "За победу над Германией" (1945)

Документы

Обложка книги-воспоминания о переходе в Великобританию и обратно в Советский Союз моряков эскадры. В одной из глав рассказывается о подвиге отца.
Обложка книги-воспоминания о переходе в Великобританию и обратно в Советский Союз моряков эскадры. В одной из глав рассказывается о подвиге отца.
Иллюстрация к книге "В суровом Баренцевом" (автор Поляков Г.Г., Мурманск, 1978)
Иллюстрация к книге "В суровом Баренцевом" (автор Поляков Г.Г., Мурманск, 1978)
Схема перехода конвоя в Англию в мае 1944 года.
Схема перехода конвоя в Англию в мае 1944 года.
Схема перехода отряда советского ВМФ из Скапа Флоу в Кольский залив. 1944 год.
Схема перехода отряда советского ВМФ из Скапа Флоу в Кольский залив. 1944 год.
Приказ о награждении отца орденом Отечественной войны 1 степени от 12 января 1945 года за спасение транспорта " Тбилиси"
Приказ о награждении отца орденом Отечественной войны 1 степени от 12 января 1945 года за спасение транспорта " Тбилиси"

Фотографии

Спуск британского и подъём советского военно-морского флага при передаче подводных лодок Советскому Союзу.
Спуск британского и подъём советского военно-морского флага при передаче подводных лодок Советскому Союзу.
Эсминец (впоследствии "Жёсткий") ещё под британским флагом в 1942 году.
Эсминец (впоследствии "Жёсткий") ещё под британским флагом в 1942 году.
Парадный строй боевых кораблей 13 мая 1945 в Полярном. Рейд Кулонга.
Парадный строй боевых кораблей 13 мая 1945 в Полярном. Рейд Кулонга.
Эсминец (впоследствии "Жёсткий") ещё под британским флагом в 1943 году.
Эсминец (впоследствии "Жёсткий") ещё под британским флагом в 1943 году.
Транспорт " Тбилиси "
Транспорт " Тбилиси "
Представители Великобритании и Советского Союза в момент передачи боевых кораблей.
Представители Великобритании и Советского Союза в момент передачи боевых кораблей.
Памятник военным морякам в Североморске.
Памятник военным морякам в Североморске.
Карта Мурманской области
Карта Мурманской области
Эсминец "Жёсткий" в походе.
Эсминец "Жёсткий" в походе.
"Жёсткий". Вид сверху.
"Жёсткий". Вид сверху.
Тренировка артиллерийского расчёта эсминца. У моряков каски английского образца.
Тренировка артиллерийского расчёта эсминца. У моряков каски английского образца.
Подруга мамы по юности Софья Кондакова -первая советская чемпионка мира в конькобежном спорте. Подруги во время войны жили в Архангельске, а после войны и в Москве.
Подруга мамы по юности Софья Кондакова -первая советская чемпионка мира в конькобежном спорте. Подруги во время войны жили в Архангельске, а после войны и в Москве.
Фото 1955 года. Мама - в центре, слева и справа - двоюродные братья: Михаил Шарапов - личный водитель полярника Ивана Папанина и Альберт Колыбин - известный советский спортсмен и тренер
Фото 1955 года. Мама - в центре, слева и справа - двоюродные братья: Михаил Шарапов - личный водитель полярника Ивана Папанина и Альберт Колыбин - известный советский спортсмен и тренер

Семья солдата

Анатолий
Волков Анатолий Михайлович

- родной брат отца.

Однополчане

Вице-адмирал Румянцев Александр Михайлович (09.08.1906 - 14.09.1974).
Вице-адмирал Румянцев Александр Михайлович (09.08.1906 - 14.09.1974).
Пикуль Валентин Саввич - юнга, а затем и рулевой на эсминце "Грозный". Известный советский писатель исторического жанра.
Пикуль Валентин Саввич - юнга, а затем и рулевой на эсминце "Грозный". Известный советский писатель исторического жанра.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: